Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ндпи. Почему эти 4 буквы так важны для российских нефтяников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговым периодом по НДПИ установлен календарный месяц. Сумма налога по каждому виду добытого ресурса исчисляется отдельно. Поскольку налог является федеральным, вопрос, в какой бюджет платится НДПИ, не возникает. Налог уплачивается исключительно в федеральный бюджет.
Что попадает под НДПИ?
Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:
-
добытые из недр на территории РФ;
-
извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
-
добытые из недр за пределами РФ.
Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:
-
общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
-
минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
-
добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
-
полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.
Объект налогообложения
Налог необходимо платить не за все вещества, которые геология относит к полезным ископаемым. Налог должен вноситься за такие природные ресурсы, как:
- Полезные ископаемые, полученные при разработке месторождений, располагающихся на территории государства.
- Полезные ископаемые, полученные за пределами страны.
- Полезные ископаемые, которые получены из отходов добывающей промышленности, при условии, что они выделены в отдельную категорию и их извлечение разрешается только лицензией.
При этом из вышеперечисленных веществ исключаются, то есть не облагаются налогами следующие:
- Общераспространенные вещества, в том числе и подземные водные источники, которые не учитываются на федеральном уровне как запасы при условии, что их добыча производится индивидуальными предпринимателями, и используются они только для личного потребления.
- Материалы, относящиеся к коллекционным.
- Вещества, которые добыты при работах на охраняемых и представляющих какую-либо общественную ценность геологических объектах.
- Вещества, полученные из отходов при собственной добыче, при условии, что этот вид добывается при основных работах и уже был включен в базу для исчисления налога.
Учитывая эти исключения, предприятия могут снизить сумму, которую необходимо внести в бюджет.
Сколько составляет налог
На добычу полезных ископаемых установлены следующие виды налоговых ставок по НДПИ:
- Специфические ставки. Применяются в отношении налоговой базы, которая определяется как количество добытого полезного ископаемого и рассчитывается в рублях за тонну. Они применяются по отношению к нефти, природному газу, газовому конденсату или углю.
- Адвалорные, или твердые, ставки. Применяются в отношении налоговой базы, которая определяется как стоимость добытого полезного ископаемого. Ставка рассчитывается в процентах и применяется по отношению к другим полезным ископаемым, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.
Какие еще налоги платят нефтедобытчики
Как правило, российские нефтяные компании платят НДПИ и экспортную пошлину. Но конкуренция на рынке растет, а добывать нефть становится сложнее. Поэтому появляются различные льготы и, как следствие, необходимость реформирования налогообложения отрасли.
Так, Минфин России предложил разделить налогообложение и ввел налог на дополнительный доход — НДД. Он привязан к конечному финансовому результату нефтяников, то есть они платят налог после того, как продали нефть. Его размер составляет 50%. Его ввели в 2019 году для определенных участков, а в 2022 году их список был расширен. Компания может перевести месторождение на НДД и после продолжить платить НДПИ, но его размер снижается в среднем на 40%. Рентабельность некоторых месторождений оказывается выше, если перевести их на режим НДД, чем если продолжать уплачивать НДПИ по полной ставке.
За десять месяцев 2022 года доходы федерального бюджета от НДД выросли почти в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В январе — октябре этого года компании заплатили 1,68 трлн рублей налога.
Отчётность и оплата налога НДПИ
Плательщик должен регулярно отчитываться о том, сколько полезных ископаемых он добывает. Это нужно делать за каждый налоговый период. При этом не применяется расчёт нарастающим итогом. Отчитываться необходимо в налоговой по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Оплата выполняется на той территории, где расположен разрабатываемый участок. Если он находится за пределами РФ, то уплата производится по месту жительства.
При определении базы для расчёта налога на нефть, рассчитывается не объём добытого, а обессоленная, обезвоженная и стабилизированная нефть. При расчёте выплат применяется коэффициент, который зависит от динамики мировых цен на нефть.
При оплате налога за добычу природного газа или конденсата измерение производится в единицах условного топлива. При расчёте применяется коэффициент, который отражает сложность добычи. Кроме этого используется дополнительный корректирующий коэффициент.
При оплате за добычу угля применяются коэффициенты-дефляторы, которые отличаются для различных видов угля. Если в затраты включены расходы на увеличение безопасности труда, то на них ставка уменьшается.
При добыче драгоценных металлов учитывается не вся полученная руда, а содержащийся в ней драгоценный металл.
Налоговым периодом является месяц. Срок оплаты — не позднее 25 числа месяца после окончания каждого такого периода. Отчётность и оплата производятся отдельно по каждому виду добываемых полезных ископаемых. Используемые при расчёте ставки и коэффициенты устанавливаются Правительством РФ.
Получателем выплат является федеральный бюджет. Пользователь недр обязан сдавать отчётность начиная с того квартала, в котором фактически началась добыча ископаемых. Декларацию подают в течение месяца после окончания налогового периода. Её можно сдавать в бумажной или электронной форме. Сумма налога указывается за текущий месяц.
НДПИ. Почему эти 4 буквы так важны для российских нефтяников
Нефтедобывающая отрасль для РФ является одной из наиболее значимых и крупных в стране. Львиная доля налоговых поступлений формируется благодаря добыче нефти и газа. Для целей налогообложения нефтянки создан ряд особенных механизмов, один из которых НДПИ. В этом материале попробуем разобраться, что из себя представляет данный инструмент, как он отражается на результатах деятельности нефтегазовых компаний и каковы его перспективы.
Что такое НДПИ
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — основной инструмент налогообложения добывающих отраслей РФ. Для нефтегазового бизнеса он является одной из крупнейших статей расходов. НДПИ в случае с нефтью взимается с каждой тонны добытых углеводородов и представляет собой определенную плату за пользование недрами. Полученные от нефтедобывающих компаний средства направляются в федеральный бюджет. Тем самым происходит своеобразное перераспределение средств за пользование недрами в пользу граждан страны и государства в целом.
Как считается НДПИ
В общем виде формула его расчета выглядит так:
НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ — Коэффициент особенности добычи (Дм)
Ценовой коэффициент (Кц) ежемесячно рассчитывается ФНС на основании цены нефти марки Urals и курса доллара США. Его формула выглядит так:
Ценовой коэффициент (Кц) = (Цена барреля Urals в долларах — 15) * Курс доллара США / 261
На март 2019 г. ценовой коэффициент составлял 12,72, то есть за каждую тонну добытой нефти нужно было уплатить 11 690 руб. без учета корректировок.
Что попадает под НДПИ?
Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:
-
добытые из недр на территории РФ;
-
извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
-
добытые из недр за пределами РФ.
Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:
-
общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
-
минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
-
добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
-
полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.
Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?
Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:
-
1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:
-
2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:
-
3. Выручка рассчитывается следующим образом:
Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного
Или
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого
Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке
Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.
Прямые расходы:
-
материальные расходы;
-
расходы на оплату труда;
-
расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;
-
суммы страховых взносов.
Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.
Косвенные расходы:
-
прочие материальные расходы;
-
расходы на ремонт основных средств;
-
расходы на освоение природных ресурсов;
-
расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
-
расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.
Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.
Что такое НДПИ. Объясняем простыми словами
- Для каких целей введен налог на добычу полезных ископаемых?
- Назовите состав плательщиков НДПИ.
- Дайте определение пользователей недр.
- Что является объектом НДПИ?
- Что понимается под добытым полезным ископаемым?
- Какие методы применяются при определении количества добытого полезного ископаемого?
- Как определяется налоговая база НДПИ?
- Какие способы оценки стоимости добытых полезных ископаемых применяются при расчете НДПИ?
- Какие ставки установлены по НДПИ?
- Каковы порядок и сроки уплаты НДПИ в бюджет?
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- О недрах. Закон РФ от 21.02.1992 г. №2395-1.
- Арсенов В. С., Гранич Л. С. Платное природопользование. – Саратов: Ареал, 1995.
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. –М.: Юрайт, 2003.
- Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2006.
- Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И. В. Горского. – М.: Финансы и статистика, 2003.
- Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
- Оспанов Т. М. Налоговые системы развитых стран. – М.: 1995. С.120.
- Пансков В. Г. Налоги и налоговая система в РФ: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.
- Петрунин В. В. Перспективы развития рентных платежей в сфере пользования природными ресурсами // Налоговый вестник. – 2005. №2.
- Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000.
- Финансы: Учебник / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт-Издат, 2006.
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:
- добытые на территории России;
- извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
- добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
Не облагаются:
- распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
- подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
- минералы в коллекции;
- добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
- ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.
Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:
- в процентах (адвалорная);
- в рублях за тонну (специфическая, твердая).
Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.
Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:
- нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
- попутному газу;
- разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
- водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
- минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
- подземным водам для полива сельхозкультур;
- вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
- нормативным отходам горнодобычи и переработки.
Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.
По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.
С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.
Налог на добычу полезных ископаемых
При значении Св больше 1 коэффициент Кв принимается равным 0,3, а во всех остальных случаях — равным 1.
Сумму природной ренты в долларах США с одного барреля нефти, изымаемую государством в форме НДПИ по стандартной системе налогообложения, можно рассчитать следующим образом:
Таким образом, НДПИ при стандартном режиме налогообложения не будет использоваться при цене на нефть до 9 долл./барр. (65,7 долл. за тонну), а максимальное изъятие природной ренты в форме НДПИ не будет превышать 22% от цены нефти.
Специальный режим предполагает участие компании в соглашении о разделе продукции, которое устанавливает особый порядок налогообложения добываемой нефти и расчета ставок НДПИ. В этом случае ставка НДПИ на добычу нефти и газового конденсата составляет 340 руб. за тонну и ежемесячно подвергается корректировке в зависимости от средней цены на нефть [6].
где Ц — средний за налоговый период уровень цен сырой нефти марки «Юралс» в долларах США за один баррель,
Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ.
Исходя из этого, сумму природной ренты в долларах США с одного барреля нефти, изымаемую государством в форме НДПИ по соглашению о разделе продукции, можно рассчитать следующим образом:
Это означает, что НДПИ не должен уплачиваться при цене на нефть меньше 8 долл./барр. (58,4 долл. за тонну), а при превышении этого значения изымаемая природная рента в форме НДПИ составляет около 18,5%.
В структуре изъятия природной ренты в нефтедобыче до трех четвертых приходится на вывозную таможенную пошлину, а одна четвертая — на НДПИ. Общая тенденция здесь такова: чем больше цена нефти, тем доля изъятий в форме вывозной таможенной пошлины будет больше.
Следует учитывать тот факт, что вступление России в ВТО предполагает в дальнейшем отказ со стороны государства от вывозных таможенных пошлин на углеводороды, поскольку их использование является косвенным субсидированием отечественной промышленности, а это означает, что государство не сможет использовать вывозные таможенные пошлины для изъятия природной ренты. Таким образом, налог на добычу полезных ископаемых станет главным, а может, и единственным инструментом изъятия природной ренты.
В заключение необходимо отметить, что для дальнейшего совершенствования российского законодательства в сфере налогообложения добычи полезных ископаемых целесообразно изменить порядок обложения НДПИ объемов добычи природного газа, закачиваемых обратно в пласт для поддержания пластового давления в пределах одного участка недр в целях повышения коэффициента извлечения газового конденсата при разработке газоконденсатных месторождений с применением технологии сайклинг-процесса . В настоящее время НК РФ не предусматривает исключений по обложению налогом на добычу полезных ископаемых для добываемого природного газа, который впоследствии закачивается обратно в пласт для повышения эффективности добычи. Вместе с тем отмеченное далее снижение в реальном выражении размера ставки НДПИ на газ вследствие отказа от индексации ставки может компенсировать указанные недостатки.
Сайклинг-процесс — технология разработки газоконденсатного месторождения, при которой для поддержания пластового давления на поверхности разделяются газ и конденсат. При этом газ вновь закачивается в пласт для увеличения его конденсатоотдачи и, соответственно, — извлечения жидких углеводородов на 10 — 35%.
Также необходимо провести анализ целесообразности установления понижающих коэффициентов к ставке НДПИ при добыче нефти на новых участках недр с незначительными начальными извлекаемыми запасами. По аналогии с оценкой необходимости расширения действия «налоговых каникул» по НДПИ на нефть, в целях анализа целесообразности налоговых льгот для малых нефтяных месторождений следует оценить, насколько разработка и эксплуатация таких месторождений связаны с повышенным уровнем капитальных и текущих затрат. При этом возможность введения таких понижающих коэффициентов будет определяться прежде всего возможностью эффективного администрирования и идентификации участков недр, на которых при добыче применяются понижающие коэффициенты. В частности, необходимо обеспечить невозможность «дробления» участков недр в целях минимизации налогообложения.
Также в рамках работы по анализу целесообразности применения понижающих коэффициентов к ставке НДПИ на нефть при добыче на новых участках недр с незначительными начальными извлекаемыми запасами необходимо обеспечить универсальный подход вне зависимости от региона добычи.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
- Налоговый кодекс РФ. Ст. 346.37.
- Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 18.
- Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» // Собрание законодательства РФ. 06.03.1995. N 10. Ст. 823.
- Закон РФ от 21.05.1993 «О таможенном тарифе» N 5003-1.
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: одобрены Правительством РФ 20.05.2010.
- Ведомости. Форум. Апрель 2003 г. С. 6.
- Гурвич Е., Вакуленко Е., Кривенко П. Циклические свойства бюджетной политики в нефтедобывающих странах // Вопросы экономики. 2009. N 2. С. 58 — 59.
Лицензии недропользователям выдаются для:
- геологического изучения недр;
- добычи полезных ископаемых;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых объектов.
Для получения лицензии компания должна направить заявку в администрацию субъекта РФ, а затем — заявку на участие в аукционе после официального опубликования извещения о его проведении.
Заявка подписывается руководителем и заверяется печатью. После получения письменного извещения в течение пяти рабочих дней о допуске к участию в аукционе заявители вносят задаток в размере 100 процентов стартового размера разового платежа за пользование недрами, указанного в извещении об аукционе.
При разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.
Так, согласно Разделу В «Добыча полезных ископаемых» подраздела 08 «Добыча прочих полезных ископаемых» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, добыча строительного камня (код 08.11) включает:
-
добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства;
-
дробление и измельчение декоративного и строительного камня;
-
добычу, дробление и измельчение известняка.
Верните недополученное
Еще прошлой осенью Минфин предупреждал, что недоволен ходом эксперимента НДД — выпадающие доходы в разы больше, а инвестиции нефтяников не выросли. Предполагалось, что добывающая и, соответственно, налогооблагаемая база за счет этого увеличится.
И вот в разгар всеобъемлющего кризиса из-за пандемии замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что НДД — возможно, самая большая ошибка за время его работы в Минфине: бюджет недополучил 213 млрд рублей в 2019 году.
«В 2017 году, когда мы обсуждали НДД, нам говорили — это очень правильный режим, вырастут инвестиции. Мы ввели его на 10% добычи, но инвестиции не увеличились ни на рубль. У топ-5 нефтяных компаний абсолютно никак не изменились инвестиции, разница — ноль. А вот дивиденды за это время выросли в два раза — на 500 млрд рублей», — сказал он.
Сазанов заявлял, что министерство планирует подготовить изменения в режим, чтобы в будущем избежать выпадающих доходов и вернуть потерянные в 2019 году доходы через введение повышающих коэффициентов по базовой ставке НДПИ для некоторых категорий.
Сначала в публичной плоскости прозвучало лишь намерение Минфина запретить уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%), снижение индексации исторических убытков с 16,3% до 7% в год начиная с 2020 года, а также сокращение размера вычитаемых расходов. Действующую ставку расходов в размере 7,14 тыс. руб. на тонну, которая должна быть повышена до 9,52 тыс. руб. с 2021 года, предлагается оставить неизменной до 2024 года, после чего повысить только до 8,6 тыс. руб.
При этом предполагалось, что основные потери понесут «Газпром нефть» и «Роснефть», месторождения которых входят во вторую группу НДД (объем добычи 26 млн тонн добычи в год). Однако пострадают и другие крупные нефтяники: законопроект ухудшает условия налога для всех групп месторождений. На месторождения на НДД приходится около 50 млн тонн в год, или 10% от добычи нефти в РФ.
Эти меры, по оценке Минфина, должны были принести в бюджет дополнительно 87,8 млрд руб. в 2021 году и 55,6 млрд руб. в 2022 году — в целом примерно 200 млрд руб. за три года
В результате главы нефтяных компаний, как это часто водится, написали письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не менять утвержденные параметры НДД и НДПИ до 2025 года. Письмо подписали главы «Роснефти» Игорь Сечин, «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Татнефти» Наиль Маганов и «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов.
В письме также говорилось и о новой инициативе Минфина — пересмотре понижающего коэффициента к ставке НДПИ для выработанных месторождений. Льготы по выработанности — самые крупные во всей налоговой системе и распространяются более чем на 100 млн тонн ежегодной добычи. Сейчас понижающий коэффициент к НДПИ применяется на основании данных о начальных извлекаемых запасах на начало 2006 года, Минфин же хочет актуализировать эти данные. По оценке нефтяников, пересмотр данных о запасах увеличит налоговую нагрузку на 140 млрд руб. в год.
Путин поставил на письме резолюцию профильному вице-премьеру Юрию Борисову «рассмотреть и представить предложения.
Дотация ежегодно растет, но, благодаря нефтянке, доля, приходящаяся на нее, снижается
Благодаря хорошей динамике налоговых сборов в федеральный бюджет, доля средств, отправляемых обратно в регионы, в качестве, в том числе, дотаций, год от года снижается. В кризисный 2021 год из-за падения сборов в 2016-м на дотации было направлено 9% всех собранных средств (614,5 млрд рублей из 6,8 трлн рублей), годом позднее доля упала до 7,18%, а в 2021 году объем дотаций составит наименьшую за последнее время долю — 5,8%. Всего на дотации (мы тут имеем в виду только дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, не считая субвенций и проч.) в этом году федералы направят в регионы 675,26 млрд рублей.
Отметим, что, несмотря на снижение доли, направляемой на дотации, сам объем дотаций растет: с 2011 года он вырос в 1,7 раза (тогда в регионы направлялось 397 млрд рублей). Особенно существенный рост пришелся на 2021 год, он составил почти 20%, или 100 млрд рублей. Напомним, 100 млрд рублей забрали вовсе не из федерального бюджета, а изъяв у регионов (в т. ч., и Татарстана) части налога на прибыль: федеральная его доля выросла с 2 до 3% (из 20%).
НДПИ. Почему эти 4 буквы так важны для российских нефтяников
Улан-Удэ. Ожидается, что маневр с налогом на нефть закончится после 2022 года. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович после совещания в Бурятии.
У нас есть предложения от Минфина по дальнейшей реализации налогового маневра. Но существует широко распространенное мнение, что это, скорее всего, произойдет после 2022 года, а не раньше. До этого момента никаких радикальных мер не планируется». — ТАСС цитирует Дворковича.
Другими словами, федеральный бюджет будет получать доходы от нефти за счет НДПИ, а не экспортных пошлин.
Ставки НДПИНалоговое законодательство устанавливает два вида ставок: процентную и рублевую.Каждая из них имеет свои особенности:Они применяются, когда налоговая база определяется стоимостью добытого полезного ископаемого;Они применяются, когда налоговая база определяется количеством добытого ресурса.Ставка определяется соответствующим постановлением.1 Однако фактически налоговая льгота может включать нулевую ставку НДПИ (п. 1 ст. 342 НК РФ), которая применяется к Кроме того, некоторые субъекты РФ разрешают применять пониженные коэффициенты, что может быть приравнено к льготе.
Налоговый маневр в нефтяной отрасли, начавшийся в 2019 году, при ценах на нефть выше 65 долларов за баррель не приносит дополнительных доходов в бюджет, говорится в обзоре KPMG. Аналитики консалтинговой компании сообщают, что до начала маневра в 2018 году субсидии внутреннему рынку, обусловленные существованием экспортной пошлины на нефть, составляли $32 млрд.
Существует два законопроекта: один предусматривает постепенное снижение экспортной пошлины с нынешних 30% (от цены нефти) до нуля. Другой законопроект предусматривает равномерное увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на сырую нефть и газовый конденсат на сумму снижения экспортной пошлины.
Что такое налоговый манёвр. Объясняем простыми словами
Налоговый манёвр — это перераспределение налоговой нагрузки: снижение одних налогов за счёт увеличения других.
Как правило, такие изменения происходят в пределах одной отрасли экономики. Самый известный налоговый манёвр последних лет — это снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30 до 0% в 2019–2024 годах при одновременном повышении для нефтяников налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Главные цели налогового манёвра:
- более выгодный экспорт нефти и нефтепродуктов (с 2019 года экспортная пошлина ежегодно снижается на 5 процентных пунктов, в 2024 году она обнулится);
- снижение зависимости экспортёров от нефтяных цен на глобальном рынке;
- увеличение переработки нефти на российских НПЗ (этому способствует рост цен на нефть на внутреннем рынке за счёт повышения НДПИ).
В итоге федеральный бюджет будет получать доходы от нефтяной отрасли за счёт НДПИ, а не экспортных пошлин. В июне 2020 года в Минфине прогнозировали, что за 6 лет благодаря налоговому манёвру бюджет получит 1,3–1,5 трлн рублей, при условии, что нефть будет стоить $42–43 за баррель (такую базовую цену заложили в бюджет).
Как будут считать НДПИ и причём здесь Санкт-Петербургская биржа?
Впрочем, такое положение дел сохраняться будет недолго. Госдума уже приняла законопроект, согласно которому в 2024 году размер скидки будет уменьшен до $15, в 2025-м — до $10, в 2026-м — всего до $6.
Насколько налогооблагаемая база будет приближена к реальным доходам от продажи нефти, сказать пока сложно, говорит преподаватель Академии инжиниринга нефтяных и газовых месторождений Павел Жук.
«Чем выше реальный дисконт, тем нестабильнее ситуация на рынке и тем хуже положение российских экспортёров нефти. Сейчас ситуация отражает сложности транспортировки по новым маршрутам, поиска новых покупателей и их платёжеспособности, проблем финансирования поставок и т. п. В долгосрочной перспективе аналитики считают, что эти задачи будут успешно решены, а дисконт понизится, но точно предсказать его значение невозможно из-за неопределённости будущего и высокой геополитической нестабильности», — поясняет Павел Жук.
Зато сокращение скидки по отношению к Brent гарантированно пополнит бюджет. По предварительным подсчётам, казна сможет дополнительно рассчитывать на 861 млрд рублей в следующем году, на 934 млрд рублей — в 2025-м, на 859 млрд рублей — в 2026-м.
Изменения по НДПИ на этом не заканчиваются. Сейчас разрабатываются документы по переходу с данных Argus на индекс Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. К стоимости нефти при расчёте будут добавлять дополнительные $4 — усреднённый показатель доставки углеводородов получателям. Звучит это предложение логично, и в перспективе новая система подсчёта должна сбалансировать интересы добывающих компаний и Минфина.
Дело в том, что СПбМТСБ отслеживает все сделки, где продаётся партия нефти свыше 1 млн т. Из всего массива данных можно вывести среднюю цену нефти либо даже усреднённый показатель по определённому направлению поставок. Сейчас методика расчёта внебиржевого индекса разрабатывается и обсуждается с нефтяными компаниями.
Как будет выглядеть окончательный вариант формулы по расчёту НДПИ, пока не ясно: в проекте трёхлетнего бюджета прописано, что индекс СПбМТСБ будет использоваться наряду с номинальной ценой Urals (Brent минус дисконт) и данными Argus (хотя с начала 2024 года Argus перестаёт публиковать данные по российской нефти в европейских портах), только в качестве налогооблагаемой базы будет выбираться наиболее выгодный для бюджета и, соответственно, самый дорогой для нефтяников вариант.