ТТН для чего нужна в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТТН для чего нужна в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это цифровая транспортная накладная, подписанная электронной подписью (ЭП). Она является полноценным аналогом бумажного документа, может быть использована для подтверждения заключения договора на перевозку и расходов на услуги перевозчиков.

Электронная транспортная накладная – что это?

Электронная транспортная накладная – это аналог бумажной транспортной накладной. Этот документ служит для оформления автомобильных грузоперевозок по России.

ЭТрН выполняет следующие функции:

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.

  • Подтверждает правомерность перевозки.

  • Служит основанием для расчётов за перевозку груза автотранспортом.

  • Подтверждает расходы на автоперевозку.

ЭТрН содержит информацию:

  • об участниках перевозки, условиях договора, грузе и водителе, а также о сопроводительных документах (от грузоотправителя);

  • о приёме груза и его сдаче грузополучателю (от перевозчика);

  • о приёме груза, его характеристиках, а также обстоятельствах приёмки (от грузополучателя).

Как происходит обмен ЭТрН?

Всё достаточно просто:

  1. Грузоотправитель создаёт электронную транспортную накладную в своей учётной системе. В транспортной накладной он подписывается КЭП и передаёт её в систему ЭДО. Данные документа становятся доступными транспортной компании, водителю, а также грузополучателю.

  2. Водитель принимает груз и подтверждает приёмку, подписывая документ. Подпись водителя в транспортной накладной может быть простой (ПЭП).

  3. Грузополучатель принимает груз, подтверждает приёмку, подписывая документ КЭП.

  4. Водитель подтверждает отгрузку, снова подписывая документ ПЭП.

  5. Транспортная компания завершает оформление, подписывая документ КЭП.

Количество выписываемых накладных

Минимальное необходимое число бланков товарно-транспортных накладных — 4:

  • первый экземпляр остаётся на складе и содержит информацию только об отгруженном товаре и задействованных в сделке сторонах;
  • второй передаётся грузополучателю и содержит подробные данные о всех этапах доставки (кроме последней таблицы);
  • третий экземпляр остаётся у перевозчика;
  • четвёртый, после полного завершения транспортировки и приёмки груза, передаётся грузоотправителю.

Часто появляется вопрос, является ли ТТН первичным бухгалтерским документом. А также происходит путаница со смежными справками. Некоторые граждане ошибочно полагают, что это все разновидности одной формы. Но нет, на проверку есть принципиальные отличия. Счет-фактура служит только в целях проведения отчетности перед налоговой службой. И конкретно по расчетам за НДС. Тогда как документация как раз подтверждает факт расходов предприятия на приобретение продукции. Когда она была принята, после оприходования. Но герой нашего обзора таких полномочий не имеет. Он просто выступает доказательством, что были потрачены средства на доставку этой продукции. Не покупку, не расчеты с грузоотправителем, а именно с компанией, которая доставляет. Разница весьма очевидная.

Как заполнить 1 раздел

Первый раздел полностью посвящен товару, упаковке. Вся подробная информация для заполнения находится у грузоотправителя. Нужно указать:

  • Номенклатурный номер продукции. Это – не обязательный реквизит. Он вносится в том случае, если на предприятии ведется подобный учет.
  • Графы «Артикул» и «Номер прейскуранта» также не являются обязательными. Их можно пропустить, если данные отсутствуют.
  • Графа «Количество» обязательна для заполнения. Сюда вносится информацию отдельно по каждому виду товара.
  • Обязательными являются: указание наименование каждого товара, цена за единицу, единица изменения. Продукция может изменяться в килограммах, тоннах, штуках, упаковках и т.д.

Кто составляет транспортную накладную?

Рассмотрим пункты 7 и 23 правил перевозок грузов:

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.

23. Оформление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.

До 1 марта 2022 года в Постановлении Правительства было прямо указано, что по умолчанию транспортную накладную составляет грузоотправитель, то есть человек или организация, которые передают груз перевозчику (транспортной компании).

Читайте также:  Подлежит ли масло моторное возврату в магазин закон

В случае перевозки груза для личных, семейных или домашних нужд транспортную накладную может оформить перевозчик (транспортная компания).

С 1 марта 2022 года подобных указаний в нормативном документе нет, то есть транспортная накладная может быть составлена любым участником перевозки.

Важно понимать, что изначально транспортная накладная заполняется не полностью. Некоторые поля должны быть оставлены пустыми, т.к. они заполняются в процессе перевозки, либо при погрузке или выгрузке груза.

28. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает свои замечания и оговорки при приеме груза в пункте 8 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.

70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест и (или) информирует об отказе принять груз с обоснованием причин (при наличии). Перевозчик (водитель) вносит оговорки и замечания (при наличии) о дате и времени прибытия или убытия, о состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования, о массе груза и количестве грузовых мест.

Например, после завершения погрузки водитель подписывает накладную и указывает в ней свои замечания. А при разгрузке транспортного средства в накладную вносят данные и водитель, и грузополучатель.

Отсутствует транспортная накладная: какими могут быть последствия

При отсутствии сопроводительного документа:

  • Грузоотправитель не сможет привлечь к ответственности транспортную компанию в случае пропажи или повреждения груза.
  • Грузополучатель не сможет сравнить полученный груз с тем, который фактически был отправлен продавцом.
  • Транспортная компания не сможет подтвердить факт перевозки грузов перед налоговиками.
  • У водителя автомобиля во время поездки могут возникнуть сложности с контролирующими органами (вплоть до уплаты штрафа или отправки машины с грузом на штраф-стоянку).
  • При отсутствии ТТН сотрудники налоговой службы не смогут проверить достаточность оснований для применения вычетов по НДС покупателем товара, а без ТН нельзя признать транспортные расходы для налога на прибыль.

ТТН: новые обязательства

С 2024 года введены новые обязательства для всех участников процесса оформления и передачи товарно-транспортной накладной (ТТН).

Во-первых, теперь все отправители обязаны предоставлять информацию о грузах, включая особые условия и требования к транспортировке. Это поможет поставщикам и перевозчикам более точно планировать доставку и минимизировать риски для грузов.

Во-вторых, получатели стали обязаны своевременно подтверждать получение груза и правильность указанной в ТТН информации. Если получатель не отвечает в течение определенного срока, это может повлиять на его дальнейшую возможность получать грузы от данного отправителя.

В-третьих, некоторые виды грузов теперь требуют особых разрешений и сертификации. Отправители должны проверить, что у них есть все необходимые документы и разрешения на отправку таких грузов, а также указать их в ТТН.

Нарушение новых обязательств может повлечь за собой штрафные санкции от контролирующих органов. Поэтому все участники должны внимательно ознакомиться со всеми изменениями и обеспечить их исполнение.

Читайте также:  Подлежит ли масло моторное возврату в магазин закон

ТТН: последствия нарушений

Нарушение правил оформления и передачи транспортной накладной (ТТН) может привести к серьезным последствиям для всех участников грузоперевозки и экономики в целом. Рассмотрим основные последствия нарушений ТТН:

  • Штрафы и санкции. При обнаружении нарушений в оформлении ТТН могут быть наложены штрафы и санкции как на перевозчика, так и на отправителя. Размер штрафов может быть значительным и зависит от характера нарушения.
  • Задержки в доставке. Неправильное оформление ТТН может привести к задержкам в доставке груза. Как правило, грузы с неправильно оформленными ТТН могут быть задержаны на таможне или в пунктах пропуска.
  • Потеря груза. Несоблюдение правил оформления ТТН может привести к потере груза или его повреждениям. Неправильно указанные данные в ТТН могут привести к неправильной маршрутизации или переадресации груза, что может привести к его утере или задержке.
  • Проблемы с налогообложением. Неправильно оформленные ТТН могут привести к проблемам с налогообложением. Неправильно указанные суммы, расходы или другие информационные данные могут привести к дополнительным налоговым проверкам и штрафам.
  • Ухудшение репутации. Нарушения в оформлении ТТН могут привести к ухудшению репутации перевозчика и отправителя. Конечные потребители могут потерять доверие к компании, которая допускает нарушения в оформлении документов.

Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.

Как перейти на электронный обмен транспортными накладными

Предварительно полный отказ от бумажных ТН стартует с 1 января 2023 года. До этого момента создавать и передавать ЭТрН можно добровольно, чтобы наладить и отточить бизнес-процессы.

Что для этого потребуется:

Получить сертификат УКЭП. Напоминаем, что с 1 января 2022 года действуют новые правила получения сертификата УКЭП согласно 476 ФЗ от 27.12.2019 (ред. от 30.12.2021):

  1. Для ИП и представителей юрлиц, действующих без доверенности, с 1 января 2022 года сертификат УКЭП издает только УЦ ФНС.

  2. Представители юрлиц, действующие по доверенности, могут получить сертификат УКЭП в коммерческом аккредитованном УЦ, при этом:

  • сертификаты УКЭП, выданные по старому образцу (в сертификате указана информация и о ФЛ и о ЮЛ), действуют до 31.12.2022, даже если срок сертификата превышает 31.12.2022;

  • представители, действующие по доверенности, могут применять УКЭП физлица с машиночитаемой доверенностью (МЧД) с 1 марта 2022 года, но не все системы будут готовы поддерживать МЧД сразу. Этот способ станет основным с 1 января 2023 года.

Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.

Четвертый экземпляр накладной может быть составлен для бухгалтерии грузоотправителя, если это необходимо.

12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.

Заполнение формы ТТН начинается с заголовка. В поле «Плательщик» введите информацию о грузополучателе (покупателе). Поле «Клиент (плательщик)» заполняется данными лица, заказавшего транспорт. В разделе товаров в поле «Плательщик» введите реквизиты покупателя, получателя товара.

В разделе транспорта в поле «Клиент (плательщик)» нужно указать данные клиента транспорта. Это может быть как отправитель груза, так и его получатель. Например, когда продавец товара оплачивает транспортные услуги по договору поставки, его данные вносятся в графу. Когда покупатель — его данные.

Форма ТТН заполняется сотрудником грузоотправителя. Его подписывают:

  • сотрудник, ответственный за отгрузку;
  • сотрудник, осуществивший отгрузку;
  • главный бухгалтер.

Также на бланке ставится печать юридического лица. Со стороны перевозчика документ подписывается работником, принявшим ТМЦ к перевозке. Количество копий зависит от типа загрузки.

4 экземпляра, если грузы товарного характера:

  • первый предназначен для отправителя груза;
  • второй — грузополучателю для отправки груза;
  • третий и четвертый — перевозчику (один экземпляр прикрепляется к транспортной накладной и направляется заказчику транспортного средства, второй используется как приложение к путевому листу).

В третьем и четвертом экземплярах грузополучателя ставит свою подпись работник, непосредственно принявший ТМЦ. На бланке также ставят печать организации — получателя.

Типовая схема выглядит так:

  1. Грузоотправитель создает транспортную накладную в своей учетной системе, подписывает квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет по ЭДО. ЭТрН приходит транспортной компании, грузополучателю и водителю в мобильное приложение.
  2. Водитель принимает груз и прямо с телефона подтверждает приемку — подписывает ЭТрН простой электронной подписью (ПЭП).
  3. Грузополучатель при получении груза подтверждает приемку и тоже подписывает накладную КЭП.
  4. Водитель подтверждает передачу груза в приложении, снова подписывает ПЭП.
  5. Транспортная компания заверяет подписанную накладную КЭП. В итоге у всех участников есть транспортная накладная со всеми подписями.

В зависимости от обстоятельств сценарий доставки может меняться.

Когда в России заработает государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), транспортные накладные будут проходить через нее. Прямого доступа к ГИС ЭПД у перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей не будет — все ЭТрН попадут в систему через операторов ЭДО.

Теперь важно указывать:

способ упаковки и вид тары;

отметку о товаре, перевозка которого подлежит учету в государственной информационной системе — намек в сторону прослеживаемости перемещения грузов;

массу брутто и количество паллет. Раньше было достаточно указать либо массу нетто, либо брутто, либо массу брутто с паллетами. Такой подход может вызвать сложности, если понадобится определить вес содержимого, перевозимого в контейнере. Например, будет сложно определить вес сыпучего груза без указания массы брутто с транспортным оборудованием.

Не обязательно указывать:

сведения о заказчике услуг, связанных с перевозкой груза. Отметка пригодится для перевозки сборных грузов — благодаря ей можно указать, кто является заказчиком перевозки конкретного грузового места.

Убрали:

сведения о контейнерах — оставили только номер контейнера, остальные данные, скорее всего, перенесут в сопроводительную ведомость.

Пока что нет ясности, всегда ли необходимо заполнять сопроводительную ведомость при перевозке груза в контейнере, или только при снятии контейнера с транспортного средства. В первом случае без информации о весе контейнера или прицепа станет сложно проверять массу брутто и нетто.


Похожие записи:

Добавить комментарий