Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто выше верховный или конституционный». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Полномочия, порядок образования и деятельности, структура Верховного Суда Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».
Что решает Верховный суд?
Верховный Суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
- В качестве суда первой инстанции ВС РФ рассматривает административные дела:
- об оспаривании правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
- об оспаривании ненормативных правовых актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
- об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
- об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
- об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
- об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;
- об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
- о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
- о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
- об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
- о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.
- ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации
- ВС РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами
- ВС РФ осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.
- ВС РФ действует в составе Пленума, Президиума; Апелляционной коллегии – в качестве судебной коллегии; Судебной коллегий по административным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по экономическим спорам, Судебной коллегии по делам военнослужащих и Дисциплинарной коллегии — в качестве судебной коллегии.
- Пленум ВС рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации; решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего ВС РФ права законодательной инициативы по вопросам своего ведения; обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации; утверждает составы судебных коллегий и переводы судей из одной судебной коллегии в другую; избирает судей Апелляционной коллегии; избирает судей Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей судебных коллегий; утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии, принимающей заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; утверждает количественный и персональный состав президиума кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам; утверждает по представлению состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации и положение о нем; утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации, Регламент проведения судебного примирения, а также список судебных примирителей; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
- Президиум ВС РФ в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий ВС РФ, судебных составов этих коллегий и аппарата ВС РФ; утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; утверждает положение об аппарате ВС РФ, его структуру и штатное расписание; рассматривает отдельные вопросы судебной практики; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
В состав Президиума ВС РФ входят Председатель ВС РФ, заместители Председателя ВС РФ и судьи ВС РФ. Председатель ВС и заместители Председателя ВС входят в состав Президиума ВС РФ по должности. Члены Президиума ВС РФ из числа судей ВС РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя ВС РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом ВС РФ.
- Судебные коллегии ВС РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности ВС РФ; рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном и кассационном порядке; обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
- Апелляционная коллегия ВС РФ рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями ВС РФ; рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
- Дисциплинарная коллегия ВС РФ рассматривает дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков; по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей и о результатах квалификационной аттестации судей.
В ВС РФ действуют общее собрание судей ВС РФ и Совет судей ВС РФ. Общее собрание судей ВС РФ избирает делегатов на Всероссийский съезд судей Российской Федерации по установленным Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» нормам представительства; принимает решения по всем вопросам, относящимся к деятельности органов судейского сообщества в Верховном Суде.
- Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при ВС РФ действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом ВС РФ.
- Печатным органом ВС РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации».
- Организационное, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ВС РФ осуществляет аппарат ВС РФ, общее руководство деятельностью аппарата ВС РФ осуществляет Председатель ВС РФ.
- ВС РФ обладает правами юридического лица, в том числе правом распоряжаться от имени Российской Федерации закрепленным за ним федеральным имуществом, правом выступать от имени Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации учредителем федеральных государственных бюджетных учреждений и иных организаций, подведомственных ВС РФ.
Какой суд выше конституционный или верховный
Конституционный суд и верховный суд — два важнейших органа судебной системы, которые имеют ключевое значение в обеспечении правосудия и защите конституционных прав граждан. Но какой из них является высшим судом, и какие у них отличия и особенности? В данной статье мы рассмотрим понятия, функции и преимущества каждого из этих судов.
Верховный суд — это последняя инстанция судебной системы государства, который занимается рассмотрением кассационных и надзорных дел. Он осуществляет контроль за исполнением и толкованием законов на территории страны и является высшим судебным органом в системе общей юрисдикции. Основная функция верховного суда — разрешение юридических споров и обеспечение соблюдения принципа правового равенства.
Конституционный суд, в свою очередь, является органом конституционного контроля и защиты основ законодательства и конституционных прав граждан. Его основная функция — проверка законов и нормативных актов на соответствие Конституции страны. Также конституционный суд решает конституционные споры и предоставляет заключения по конституционным вопросам, таким как правосудие, свобода слова и собраний, избирательные права и т.д.
Итак, чтобы ответить на вопрос, какой суд выше — конституционный или верховный, необходимо понимать их функции и сферы деятельности. Оба суда играют важную роль в обеспечении правовой системы и защите конституционных прав граждан, но имеют различные цели и задачи. Верховный суд является последней инстанцией и рассматривает дела по общим правовым вопросам, в то время как конституционный суд имеет специализацию на контроле за конституционностью законов и нормативных актов. Оба суда важны и необходимы для обеспечения справедливого правосудия и защиты прав граждан.
Роль Верховного суда в системе правосудия
Одна из основных задач Верховного суда — это обеспечение справедливости и независимости судебной системы. Он рассматривает дела, связанные с нарушениями прав граждан и организаций, и принимает решения на основе действующего законодательства и прецедентов. Верховный суд также выполняет контрольные функции, проверяя законность и обоснованность решений нижестоящих судов.
Еще одной важной ролью Верховного суда является толкование законов. Он рассматривает споры, связанные с непониманием или неоднозначностью законодательства, и выносит решения, устанавливающие правила толкования и применения законов.
Кроме того, Верховный суд может иметь право оценки конституционности законов. В ряде стран он может отказаться от применения некоторых законов, если они противоречат конституции. Однако, в отличие от конституционного суда, эта функция не является главной для Верховного суда и используется в основном в особых случаях.
Таким образом, Верховный суд является важным звеном в системе правосудия. Он гарантирует соблюдение закона на всех уровнях, защищает права граждан и организаций, и выполняет функции контроля и толкования законодательства. Роль Верховного суда может различаться в различных странах, в зависимости от конституционного устройства и правовой системы каждой страны.
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Статья 120
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Статья 121
1. Судьи несменяемы.
2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Статья 122
1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Статья 123
1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Статья 124
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Статья 125
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127
Статья 126
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127
Статья 127
Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).
Статья 128
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 129
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Сентябрьская сессия ВККС: важные судейские истории — новости Право.ру
Осеннее заседание Высшей квалификационной коллегии судей началось с разрешения вопросов о том, кто будет руководить арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Большинство получивших рекомендацию кандидатов идут на второй срок полномочий.
Это, например, Галина Черкасова, которая с одобрения ВККС еще шесть лет будет зампредом Санкт-Петербургского городского суда.
Наталья Окулова и Галина Карпова также получат переназначение: на должность зампредов Арбитражного суда Московского округа (подробнее — в материале «ВККС выбрала руководителей СОЮ и арбитражных судов»).
В этом сюжете
Арбитражный суд Московской области возглавит Инна Воробьева. Она с 2009 года председательствует в 10-м ААС.
В мае очередной срок ее полномочий заканчивается, а переизбраться на руководящую должность в третий раз нельзя. Поэтому ей пришлось выбрать другой суд.
Подмосковный арбитражный суд работает без председателя с 2019 года: именно тогда из него ушел нынешний председатель АС Московского округа Вячеслав Кресс.
Еще одна важная рекомендация — на должность судьи коллегии Верховного суда по административным делам. Этот пост получит Сергей Бузмаков, который всего за два года прошел путь от Пермского краевого суда до ВС. Промежуточным звеном стал московский Первый апелляционный суд общей юрисдикции, куда Бузмаков перешел в 2019 году.
Переходим к вертикальной структуре правосудия. Рассмотрение спора начинается в суде первой инстанции согласно строгим канонам арбитражного/гражданского/административного или уголовного процессуального кодекса РФ. Наименования содержат в себе ответы на вопросы, в каком суде и какого процессуального документа придерживаться. В каждом суде – свой Кодекс и, хочется добавить, честь. Но нет, честь – понятие все-таки универсальное. Отступление от прописанных правил со стороны любого участника судебного процесса может стать причиной засчитать ему техническое поражение.
На основании всестороннего рассмотрения спора: письменных и устных пояснений сторон, судебных запросов, ответов на них, свидетельских показаний, экспертных заключений, прослушивания или просмотра аудио и видео носителей, иных доказательств, перечень которых к слову открытый, суд первой инстанции выносит свое решение. Решение суда должно быть мотивированным, то есть содержать ссылки на нормы права, на которых основана позиция суда. Также суд излагает в нем доводы сторон и мотивы, по которым одним аргументам отданы предпочтения перед другими.
Указанное решение вступает в законную силу в течение тридцати дней с момента принятия судом в окончательной форме. А до этого оно может быть оспорено в вышестоящий инстанции – в апелляционном суде, посредством подачи соответствующей жалобы.
В своей великой и несомненной мудрости: как исполняются решения КС
Конституционный суд рассматривал дело, в котором должник банкротился. Когда арбитражный суд признает должника банкротом, судебные приставы прекращают исполнительное производство, а взыскание долгов становится возможным только в банкротной процедуре. Приставы должником-банкротом не занимаются.
Но тем не менее,
ничто не запрещает судебным приставам применить механизм, описанный Конституционным судом и изъять за долги единственное жильё.
Но для этого приставам надо будет доказывать, что есть основания для изъятия: заказывать проведение оценки стоимости, доказывать злоупотребления, изучать, как соотносятся даты продажи иного имущества и дата покупки жилья, обосновывать, почему жильё явно превышает необходимое и т.д.
Как правило, приставы недостаточно мотивированы, чтобы проворачивать такой объём работы. Они же не свои деньги с должника взыскивают. Но не исключено, что некоторые кредиторы будут всячески понуждать судебных приставов хотя бы попытаться изъять у должника единственное жильё, опираясь на Постановление №15.
Правило «единственное жильё за долги не забирают» уже не такое «железобетонное», как раньше. Теперь должник рискует лишиться единственного жилья.
Суд может принять решение об изъятии единственного жилья, если решит, что должник действовал недобросовестно, злоупотреблял правом и при этом на должнике висел долг. Причём рыночная стоимость купленного должником жилья свидетельствует о том, что у должника были возможности вернуть долг, а само жильё явно больше и роскошнее разумно необходимого.
У некоторых кредиторов открываются возможности взыскать долги, которые ранее невозможно было взыскать из-за того, что у должника нет имущества, кроме единственного жилья.
Риск лишиться жилья возникает не только в процедуре банкротства, но и в «обычном» исполнительном производстве, которым занимается служба судебных приставов. Кредитором в таких делах может быть как гражданин, так и юридическое лицо, например, банк.
Полномочия конституционного суда
Основные полномочия конституционного суда включают:
- Контроль конституционности законов: конституционный суд проверяет, соответствуют ли законы принципам и нормам, установленным в конституции. Если суд признает некоторую норму несоответствующей Конституции, она может быть признана недействительной и неприменимой.
- Контроль конституционности актов других органов государственной власти: конституционный суд может проверять деятельность других государственных органов, включая законодательную, исполнительную и судебную власть. Если конституционный суд признает акт неконституционным, он может быть отменен или приведен в соответствие с Конституцией.
- Разрешение конституционных споров: конституционный суд может разрешать конституционные споры, связанные с толкованием и применением конституционных норм. Это позволяет урегулировать споры между различными органами власти и защитить права граждан.
- Защита основных прав и свобод: конституционный суд играет важную роль в защите основных прав и свобод граждан. Он может рассматривать жалобы и иски относительно нарушений конституционных прав граждан и принимать меры по их защите.
- Координация деятельности государственных органов: конституционный суд может координировать деятельность различных органов государственной власти, предотвращая конфликты интересов и противоречия в законодательстве.
Таким образом, полномочия конституционного суда связаны с обеспечением соблюдения конституционных принципов и норм, защитой прав и свобод граждан и решением конституционных споров. Он играет важную роль в поддержании правовой системы и конституционного порядка в стране.
Роль Конституционного Суда в правоохранительной системе
Конституционный Суд является одним из важнейших судебных органов в правовой системе государства. Именно он осуществляет контроль за соблюдением конституционных принципов и норм в деятельности других судебных органов и государственных органов в целом.
Основной ролью Конституционного Суда является охрана и защита конституционного строя государства и прав и свобод граждан от возможного нарушения со стороны органов государственной власти. Конституционный Суд рассматривает случаи, связанные с неправомерным вмешательством в конституционные права и свободы граждан, незаконными действиями государственных органов, а также с разрешением споров о взаимодействии между органами государственной власти.
Одним из ключевых аспектов работы Конституционного Суда является решение конституционных споров. В случае возникновения противоречий между законодательством и Конституцией, Конституционный Суд принимает решение, которое становится обязательным для всех судов и государственных органов. Таким образом, Конституционный Суд играет важную роль в разрешении конфликтов и урегулировании правовых споров.
Еще одной важной функцией Конституционного Суда является осуществление надзора за соблюдением конституционности законов и нормативных актов. Конституционный Суд имеет право отменить неправомерные нормативные акты, если они противоречат Конституции государства. Это позволяет судебной ветви власти выполнять свою контрольную функцию и обеспечивать законность в государстве.
Конституционный Суд также занимается оценкой конституционности законов, принятых органами законодательной власти. Если Конституционный Суд признает закон неконституционным, он теряет юридическую силу и не применяется. Это предотвращает принятие законов, которые противоречат Конституции и могут нанести ущерб правам и свободам граждан.
Таким образом, Конституционный Суд играет ключевую роль в правоохранительной системе государства, обеспечивая соблюдение конституционных принципов, разрешая конституционные споры и осуществляя надзор за конституционностью законов и нормативных актов. Это позволяет гарантировать защиту прав и свобод граждан и стабильность конституционного строя в государстве.
Легислативные полномочия Конституционного суда
Конституционный суд является одним из органов государственной власти, имеющим специальный статус и осуществляющим контроль за соблюдением конституции.
Легислативные полномочия Конституционного суда определяются законом и включают в себя:
- Рассмотрение конституционности законов и иных нормативных правовых актов;
- Объявление неконституционными или противоречащими Конституции законов и нормативных правовых актов;
- Выдачу официального толкования положений Конституции и законов;
- Решение вопросов о соответствии законов и нормативных правовых актов международным договорам;
- Установление конституционных норм и принципов, регулирующих основные принципы организации государственной власти;
- Определение порядка принятия конституционных законов;
- Осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции;
- Участие в разрешении конституционных споров между органами государственной власти;
- Образование комиссий для проведения конституционных реформ;
- Прочие полномочия, предусмотренные законом.
Таким образом, Конституционный суд выполняет важную роль в системе государственного управления и имеет возможность влиять на законодательство, обеспечивая соблюдение конституционных прав и свобод граждан.
Конституционный или Верховный суд, кто главнее?
В годы советской власти суды рассматривались как инструмент, проводник линии партии, действовали по ее указке. Во исполнение партийных решений принимались постановления, директивы и циркуляры высших судебных инстанций и органов юстиции о задачах судов в связи с проведением различных политических кампаний.
Как система устроена сейчас? Судьи Верховного и Конституционного судов назначаются Советом Федерации по представлению президента. При этом судьи Верховного суда должны перед назначением пройти, так же как и все остальные судьи страны, через утверждение квалификационной коллегии соответствующего уровня (для Верховного суда – Высшей квалификационной коллегии, ВККС).
Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Когда неформальные практики будут меняться, они будут меняться уже с учетом изменившихся формальных правил.
Судебная система Российской Федерации
1. Понятие судебной системы РФ.
Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.
Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»
2. Принципы деятельности судебной системы РФ.
Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.
К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:
— принцип законности. (ссылке на все)
— принцип единства судебной системы РФ
— принцип осуществления правосудия только судом.
[2]
— принцип равенства всех перед законом и судом.
— принцип независимости судей.
— принцип презумпции невиновности.
— принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.
— принцип состязательности сторон.
— принцип открытости судопроизводства.
— принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
— принцип обязательности судебных решений.
— принцип государственного или национального языка в судах.
3. Система судов РФ.
Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.
Систему судов РФ можно описать следующим образом:
1. Конституционные суды в РФ:
— Конституционный суд РФ.
— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
2. Суды общей юрисдикции в РФ.
Естественно данные все время увеличиваются, так как штат судебной системы постепенно увеличивается.
По данным Верховного суда штатная численность всего судейского корпуса составляет 27 380 человек. При этом, в учет не брались военные и мировые судьи. Из перечисленного количества судей, только 4083 судьи относятся к арбитражным судам, а 23 397 занимаются вопросами общей юрисдикции.
Таким образом, мы видим, что количество судей в нашей стране весьма значительное. При этом, систематически проскальзывают новости, которые рассказывают о постановлении, повышающим численность мировых судей.
Чем отличается Верховный суд от Конституционного?
Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum — полное) — орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.
Судебная власть в РФ
Органы судебной власти РФ
1. Констит. основы суд. власти.
2. Констит. Суд РФ.
3. Прокуратура РФ.
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Проверка законопроектов увеличит объем работы Конституционного суда, но ей будет подвергаться далеко не каждый законопроект, полагает Блажеев. «Речь идет, наверное, о наиболее общественно значимых и важных. С моей точки зрения, расширение полномочий КС выглядит вполне разумным. Например, в Германии Конституционный суд может рассматривать даже конкретные дела, если речь идет о нарушении основных конституционных прав гражданина», — говорит ректор МГЮА. Он полагает, что проверке КС могут подлежать также законы, которые будут приниматься субъектами Российской Федерации, поскольку в них «тоже могут быть определенные угрозы, ведь у нас не во всех субъектах есть уставные и конституционные суды».
Уникальные функции Верховного Суда
Верховный Суд является высшим судебным органом в государстве и выполняет ряд уникальных функций, которые отличают его от других судебных инстанций.
1. Конституционный контроль
Верховный Суд осуществляет контроль за соблюдением Конституции страны. Он имеет право рассматривать конституционные жалобы, в которых граждане и организации могут заявлять о нарушении их конституционных прав и свобод. Таким образом, Верховный Суд является гарантом конституционного порядка и защитником основополагающих принципов правового государства.
2. Обеспечение единства судебной практики
Верховный Суд разрешает споры между судами различных юрисдикций и устанавливает приоритетность своего толкования непосредственно применимых норм права. Он имеет право отменять необоснованные или противоречащие решения судов нижестоящих инстанций и указывать на правильное толкование и применение закона.
3. Рассмотрение особых категорий дел
К Верховному Суду относятся особые категории дел, такие как дела по конституционности законов, дела об административной ответственности высших должностных лиц, дела о неправомерных решениях Палаты представителей или Совета Федерации. Рассмотрение таких дел требует от Верховного Суда особой внимательности и компетенции.
4. Высокие стандарты справедливости
Верховный Суд занимается контролем за соблюдением требований справедливого уголовного и гражданского судопроизводства. Он рассматривает жалобы на нарушение судебного процесса и принимает решения, направленные на защиту прав и интересов граждан и организаций. Верховный Суд стремится к обеспечению высоких стандартов справедливости при рассмотрении дел.
5. Защита прав человека
Верховный Суд является последней инстанцией для обращения граждан и организаций за защитой своих прав. Он рассматривает дела, связанные с нарушением прав человека и свобод, и принимает решения, направленные на восстановление или защиту этих прав. Верховный Суд играет важную роль в обеспечении правовой защиты граждан.
6. Решение противоречий в законодательстве
Верховный Суд рассматривает дела, связанные с толкованием законодательных актов, и принимает решения, которые приобретают силу прецедента и влияют на дальнейшую юридическую практику. Он играет важную роль в разрешении противоречий в законодательстве и уточнении норм права.
Таким образом, Верховный Суд выполняет ряд уникальных функций, которые позволяют ему играть важную роль в правовом государстве. Он обеспечивает конституционный контроль, единство судебной практики, высокие стандарты справедливости, защиту прав человека и решает противоречия в законодательстве.
Отличия в структуре и составе судов
Конституционный Суд и Верховный Суд являются двумя разными органами, имеющими различную структуру и состав.
Конституционный Суд:
- В Российской Федерации Конституционный Суд является самостоятельным и независимым судебным органом.
- Суд состоит из 19 судей, назначаемых на срок не более 12 лет.
- Судьи Конституционного Суда назначаются Президентом Российской Федерации и утверждаются Советом Федерации.
- Решения Конституционного Суда имеют высшую силу и обязательны для исполнения на всей территории страны.
- Конституционный Суд занимается контролем конституционности законов, распоряжений Президента и других актов, а также разрешает споры, связанные с конституционными правами и свободами граждан.
Верховный Суд:
- В Российской Федерации Верховный Суд является высшим судебным органом общей юрисдикции.
- Суд состоит из председателя Верховного Суда, его заместителей и других судей.
- Судьи Верховного Суда назначаются Президентом Российской Федерации и утверждаются Советом Федерации.
- Верховный Суд рассматривает дела по обжалованию решений судебных инстанций нижестоящего уровня и разрешает споры, связанные с гражданскими, административными, уголовными, трудовыми и другими правовыми отношениями, не относящимися к вопросам конституционности.
Таким образом, Конституционный Суд занимается вопросами конституционности и защиты конституционных прав и свобод граждан, в то время как Верховный Суд рассматривает дела по общей юрисдикции и разрешает споры в различных областях права.