Критерии отнесения объектов к особо ценному имуществу бюджетного учреждения в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии отнесения объектов к особо ценному имуществу бюджетного учреждения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.

Перечни особо ценного движимого имущества

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.

Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.

Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.

Для чего производится списание ОС?

Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.

В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.

Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Читайте также:  Запрет выхода на воду на лодке 2024 в Воронежской области

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?

Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.

Федеральные меры социальной поддержки семей с детьми-инвалидами

  1. социальная пенсия ребёнку-инвалиду;
  2. компенсационные выплаты родителю (усыновителю), опекуну (попечителю) осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, на период ухода за ребёнком-инвалидом;
  3. скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда);
  4. инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих в жилых домах, не имеющих центрального отопления, положена ежегодная компенсация расходов по оплате топлива и его доставке;
  5. ежемесячная денежная выплата и «социальный пакет», включающий в себя:
    • дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в т.ч. обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача;
    • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
    • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте: к месту санаторно-курортного лечения и обратно по путевкам, выданным Фондом социального страхования и Министерством здравоохранения и социального развития субъекта РФ; к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению Министерства здравоохранения и социального развития субъекта РФ.

Распоряжение особо ценным движимым имуществом

• 338 «Чистая стоимость ОЦИ» – равна сумме строк 336 (расчеты с учредителем (0 210 06 000)) и 337 – чистая стоимость ОЦИ (т. е. остаточная стоимость). Исходя из буквального толкования положений Инструкции № 33н, в ней не предусмотрено отражение чистой стоимости ценного имущества (корректировка показателя счета 0 210 06 000 на стоимость амортизации), которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Такой порядок действий приведен в письме Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. При этом в другом письме (от 17.01.2013 № 02-06-07/111) Минфин России обращает внимание на следующее: корректировка счета 7 210 06 000 происходит только в части выбывшего ОЦДИ, закрепленного ранее при изменении типа учреждения. Это и понятно, ведь стоимость имущества, приобретенного в рамках деятельности в сфере ОМС после изменения типа учреждения, отражать на счете 7 210 06 000 не нужно. Если такое имущество и попадает под критерии особо ценного, учреждение все равно имеет право распоряжаться им самостоятельно, т. к. оплата происходила за счет средств ОМС, а не за счет средств учредителя.

Особо ценное движимое имущество (Сильвестрова Т

— для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

Исходя из вышеперечисленных норм законодательства, а также норм Инструкций N N 162н , 174н , Постановления N 538 и др. классификация движимого имущества на особо ценное и иное существует только в отношении бюджетных и автономных учреждений. У казенного учреждения особо ценного движимого имущества нет. Все действия, совершаемые казенным учреждением с имуществом, согласовываются с учредителем. Следовательно, учреждение при смене статуса (при переходе из бюджетного в казенное) все имущество, числящееся у него по коду вида деятельности 1, продолжает учитывать по этому коду вида деятельности.

Перечень особо ценного имущества

Таким имуществом считается движимое имущество, которое значительно облегчает уставную деятельность организаций. Например, ценные бумаги являются имуществом особой ценности. Перечень имущественной собственности, которая входит в представляет особую ценность, прописан Постановлением №538-26.07.2022 г. Правительства России (далее в статье – ПП РФ №538).

  • Если для федеральных организаций балансовая цена собственности превышает установленный предел федеральными органами государства, которые имеют полномочия учредителя, выполняют соответствующие функции. Ценовой интервал относительно федеральных учреждений составляет – 200 т. р. – 500 т. р.
  • Прочее имущество, которое значительно облегчает осуществление различных видов деятельности, определенных уставом предприятий, также которое соответствует определенной категории ценной собственности.
  • Отчужденная имущественная собственность согласно законодательным актам России, также предметы, коллекции музеев, которые являются федеральной собственностью и входят в учет Российского Музейного фонда, документация Российского Архивного фонда, бумаги российского Библиотечного фонда.

Учет операций с особо ценным движимым имуществом в медицинских учреждениях

Медицинское учреждение получило от учредителя имущество, ранее находившееся в эксплуатации. Согласно акту приема-передачи (ф. 0306001) балансовая стоимость оборудования составляет 350 000 руб. Сумма начисленной амортизации – 90 000 руб. По истечении некоторого времени имущество было передано другому бюджетному учреждению, подведомственному тому же учредителю. Сумма начисленной на оборудование амортизации за время его эксплуатации учреждением составила 70 000 руб. Цифры в примере условные. Предположим, что передаваемое и получаемое имущество отражается по счету 4 101 26 000.

В свою очередь, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях.

Читайте также:  Срок регистрация права собственности на недвижимость с 2024 года

Каким же образом учреждению определить первоначальную стоимость

Если субъект учета производит активы как для продажи, так и для использования в ходе выполнения им государственного задания, то первоначальная стоимость такого актива, признаваемого объектом основных средств, соответствует затратам на его производство. При этом в первоначальную стоимость такого объекта не включаются понесенные при его создании сверхнормативные потери сырья, трудовых и других ресурсов, учитываемые в составе расходов.

Если объект основных средств приобретен путем неденежной обменной операции, его первоначальной стоимостью является его справедливая стоимость на дату приобретения за исключением случаев, когда обменная операция не носит коммерческий характер или когда справедливую стоимость полученного или переданного актива невозможно надежно оценить.

В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой обменной операции актив в составе основных средств в условной оценке равной одному рублю.

Для случая необменных операций первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в ее результате, является его справедливая стоимость на дату приобретения.

В случае, если объект основных средств, приобретенный путем необменной операции, не может быть оценен по справедливой стоимости, оценка его первоначальной стоимости производится на основании остаточной стоимости переданного взамен актива.

В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой необменной операции актив в составе основных средств в условной оценке, равной одному рублю.

Также п. 24 Стандарта Основных средств говорится о том, что если объекты основных средств были получены от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, то они подлежат признанию в учете по стоимости, отраженной в передаточных документах.

Особо ценное движимое имущество.

В отношении АУ федеральное законодательство определяет особо ценное движимое имущество как движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (абз. 1 ч. 3 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Перечни такого имущества утверждают соответствующие органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя АУ, с учетом положений Постановления № 538[12]. При этом перечни могут устанавливаться категориально в отношении всех автономных и бюджетных учреждений, подведомственных тому или иному органу-учредителю, либо в отношении определенных учреждений. В последнем случае перечень может содержать конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и пр.

Особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения

  • для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
  • для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
  • для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
  • недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.

Что относится к особо ценному имуществу?

В особо ценное имущество входят различные виды активов, такие как здания и сооружения, оборудование и машины, транспортные средства, компьютеры и оргтехника, а также ценные предметы и искусство. Кроме того, сюда относятся драгоценные металлы, документы с особым статусом (например, учредительные документы и конфиденциальные материалы), а также электронные базы данных.

Чтобы отнести имущество к особо ценному, нужно учитывать не только его стоимость, но и его уникальность, значимость и функциональность. Также учреждение должно установить строгий контроль и систему учета этого имущества, чтобы предотвратить его утрату, повреждение или несанкционированное использование.

Читайте также:  Какие услуги входят в диспансеризацию в 2024 году

Особо ценное имущество подлежит особому режиму хранения, обслуживания и эксплуатации. Оно должно быть застраховано от любых возможных рисков и регулярно проверяться по актуальности и исправности. Такая мера предосторожности помогает обеспечить сохранность и функциональность особо ценного имущества в бюджетном учреждении.

Каковы перспективные изменения в учете особо ценного имущества в бюджетном учреждении на 2024 год?

На 2024 год планируется внедрение ряда перспективных изменений в учете особо ценного имущества в бюджетном учреждении. Одной из ключевых новшеств будет повышение автоматизации процессов учета и контроля этого вида имущества. Это поможет упростить и ускорить процедуры, а также снизить вероятность ошибок и злоупотреблений.

Важным аспектом изменений станет использование современных информационных технологий и программных решений для мониторинга и учета особо ценного имущества. Такие системы позволят улучшить контроль за перемещением и использованием ценных объектов, а также обеспечить своевременное обнаружение и предотвращение возможных потерь.

Другим важным изменением станет более детальная классификация и категоризация особо ценного имущества. Это позволит более точно определить степень ценности и важности каждого объекта, а также более эффективно выстраивать стратегию его хранения и использования.

Кроме того, планируется усилить контроль за процессом оценки и инвентаризации особо ценного имущества. Введение дополнительных проверочных процедур и контрольных мер позволит снизить возможность совершения мошенничества и ошибок при определении стоимости объектов.

В целом, перспективные изменения в учете особо ценного имущества на 2024 год направлены на повышение эффективности и прозрачности данного процесса. Внедрение современных технологий и усиление контроля поможет улучшить учет объектов, обеспечить их сохранность и предотвратить возможные негативные ситуации.

Каким же образом учреждению определить первоначальную стоимость

Если субъект учета производит активы как для продажи, так и для использования в ходе выполнения им государственного задания, то первоначальная стоимость такого актива, признаваемого объектом основных средств, соответствует затратам на его производство. При этом в первоначальную стоимость такого объекта не включаются понесенные при его создании сверхнормативные потери сырья, трудовых и других ресурсов, учитываемые в составе расходов.

Если объект основных средств приобретен путем неденежной обменной операции, его первоначальной стоимостью является его справедливая стоимость на дату приобретения за исключением случаев, когда обменная операция не носит коммерческий характер или когда справедливую стоимость полученного или переданного актива невозможно надежно оценить.

В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой обменной операции актив в составе основных средств в условной оценке равной одному рублю.

Для случая необменных операций первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в ее результате, является его справедливая стоимость на дату приобретения.

В случае, если объект основных средств, приобретенный путем необменной операции, не может быть оценен по справедливой стоимости, оценка его первоначальной стоимости производится на основании остаточной стоимости переданного взамен актива.

В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой необменной операции актив в составе основных средств в условной оценке, равной одному рублю.

Также п. 24 Стандарта Основных средств говорится о том, что если объекты основных средств были получены от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, то они подлежат признанию в учете по стоимости, отраженной в передаточных документах.

После признания в бухгалтерском учете актива в качестве объекта ОС его учет осуществляется уже по балансовой стоимости. Суммы накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения объектов ОС отражаются в бухгалтерском учете обособленно. Амортизация отражается на счете 104.00, а сумма обесценения на счете 114.00.

В случаях, когда порядок эксплуатации объекта ОС требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта ОС. При этом стоимость объекта уменьшается на стоимость заменяемых частей в соответствии с положениями Стандарта.

Если после признания объекта ОС в его балансовую стоимость включаются затраты на замену части объекта, то остаточная стоимость замененной части объекта должна быть отнесена на финансовый результат текущего периода вне зависимости от того, амортизировалась ли эта часть объекта или нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий