Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный налог в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водный налог – это такое налогообложение, при котором субъект налогообложения должен платить налог на использование водных ресурсов. Он предназначен для того, чтобы люди и компании, которые используют воду, дополнительно платили за ее использование в соответствии с законодательством.
По общему правилу ко всем ставкам водного налога применяют повышающий коэффициент. С каждым годом ставки водного налога увеличиваются:
- 2023 год – 3.52;
- 2024 год – 4.05;
- 2025 – 4.65.
Кроме основного повышающего коэффициента действуют дополнительные, перечень которых представлен в таблице.
Вид пользования | Дополнительный коэффициент |
Забор. | 1.1 – при отсутствии измерительных приборов для определения объема взятой воды. |
Забор. | 5 – при изъятии воды больше установленного лимита. |
Добыча подземных вод для дальнейшей переработки, упаковки, реализации, кроме взятия промышленных, термальных, минеральных вод. | 10 |
Кто платит водный налог? Налог платят юридические и физические лица, которые используют воду в хозяйственных, производственных, коммерческих и иных целях. Также водный налог платят лица, занятые в охоте, рыболовстве и других видов деятельности, в связи с использованием водных ресурсов.
На что идут деньги, собранные за водный налог? Деньги от водного налога направляются в федеральный и региональный бюджеты для финансирования программ, связанных с защитой и восстановлением водных экосистем, экологической безопасности на водных объектах, строительством гидротехнических сооружений.
Сроки уплаты водного налога устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством. Обычно налог уплачивается ежемесячно или ежеквартально, в зависимости от оборота субъекта налогообложения. Более точную информацию о сроках уплаты водного налога можно найти на сайте Федеральной налоговой службы.
Последствия невыплаты водного налога
Ввод водного налога – это новый вид налогообложения, который был введен для всех предприятий, занимающихся добычей, использованием и сбытом водных ресурсов. Кто не будет выплачивать данный налог, тот может попасть в неприятности.
- Штрафы за неуплату – если предприятие не оплатило свой водный налог в срок, то оно может быть оштрафовано за каждый день просрочки.
- Судебные преследования – если вы намеренно не платите налог за воду, то вас могут привлечь к ответственности в судебном порядке.
- Отключение от водоснабжения – если предприятие не оплатило налог за воду за длительный период времени, то может произойти отключение от водоснабжения.
- Ущерб для бюджета – невыплата водного налога может привести к серьезному ущербу для бюджета государства. Ведь средства, поступающие от этого налога, направляются на поддержку водных ресурсов, создание условий для экологически чистой жизни людей и экономическое развитие регионов.
Такое налогообложение является обязательным и необходимым механизмом для сохранения водных ресурсов и обеспечения их доступности для всех. Выплатой водного налога вы стимулируете предприятия к ответственному использованию ресурсов и созданию благоприятных условий для жизни и производства в регионе.
Задача правительства – наполнять бюджет, и они нашли способ, как это сделать. Вся земля в стране принадлежит государству, хоть и находится в частной собственности. При этом почти все дачники используют для полива участка скважины, то есть используют земельные ресурсы.
Чтобы исправить ситуацию, был разработан законопроект, который обязывает платить за пользование грунтовыми водами через частные скважины. Поскольку точно высчитать потребляемое количество невозможно, было решено ввести единую сумму для уплаты. Для более точного учета владельцам предлагается устанавливать счетчики.
Для контроля количества скважин предложено внедрить систему лицензирования, такую же, как уже действует при бурении скважин для промышленного использования. Стоимость такой лицензии составляет не менее 7 500 рублей.
Уплачивать налог должны будут граждане, которые используют полив со скважин в коммерческих целях и потребляют больше 100 воды. Также облагаются налогом коллективные скважины для садов и огородных хозяйств. Исходя из этого, не должны платить налог люди, чьи колодцы и скважины меньше 20 метров и применяются для полива собственной усадьбы.
Оформление лицензии и налоговые ставки
Больше всего новый налог касается дачников, использующих воду из коллективных скважин. Такие водные ресурсы можно будет использовать только после оформления специальной лицензии и уплаты суммы налога. После оформления соответствующих документов каждый колодец будет оборудован счетчиком воды.
Для расчета суммы к оплате следует количество используемой воды умножить на налоговую ставку, сумма которой составляет от 162 до 326 рублей.
Именно поэтому важно иметь счетчик. Предусматривается, что все плательщики должны будут вести отчетность ежеквартально, заполнять специальные документы и на их основе оплачивать налог за прошедший период. Вместе с тем устанавливается лимит на использование водных ресурсов в коммерческих целях. Если этот показатель за отчетный период превышается, то пользователи должны будут уплачивать налог по увеличенному в 5 раз тарифу.
Еще следует учесть, что размер налоговой ставки прямо зависит от экономического района и бассейнов водных объектов, в которых находятся колодцы. Это значит, что каждый регион будет платить разную сумму нового налога. Важно понимать, что пока точно неизвестно, как на ставку налога будет влиять принадлежность к определенным водным бассейнам.
Но ставка за пользование скважинами в зависимости от экономического района рассчитывается в рублях за 1 тыс. м куб. используемой воды и составляет:
- 372 – 390 – для Северо-Западного района;
- 378 – 384 – для Северного;
- от 336 до 360 – в Центральном районе;
- 330 – 336 – будет платить Волго-Вятский район;
- от 318 до 402 – для Центрально-Черноземного;
- 342 – 420 – в Поволжском;
- 486 – 654 – для Северо-Кавказского района;
- 390 – 534 – для Уральского;
- от 330 до 342 – в Западно-Сибирском;
- 306 – 678 – в Восточно-Сибирском;
- 306 – 342 – для Дальневосточного района;
- от 324 до 336 – в Калининградской области.
Развитие инфраструктуры и экологические проекты
Средства, поступающие от водного налога, играют важную роль в развитии инфраструктуры и реализации экологических проектов. Значительная доля этих средств направляется на создание новых и модернизацию существующих водных объектов. Это включает в себя строительство пирсов, причалов, искусственных пляжей, а также обустройство берегов и установку специального оборудования для безопасного использования водных ресурсов.
Водный налог также способствует реализации экологических проектов, направленных на охрану и восстановление экосистем водных территорий. Средства налога используются для очистки и реабилитации загрязненных водоемов, а также для улучшения водных условий для жизни и размножения водных организмов.
Кроме того, в рамках использования средств водного налога осуществляется поддержка и развитие туризма на водных объектах. Для этого проводятся мероприятия по созданию комфортных условий для отдыха и рекреации, а также организации экскурсионных и спортивных мероприятий.
- Строительство и модернизация водных объектов
- Очистка и реабилитация загрязненных водоемов
- Поддержка и развитие туризма на водных объектах
Кто платит налог на воду?
Так раз использование подземных вод в коммерческих целях давным-давно платное, тогда что же получается, обременение водным налогом в 2020 г. – новостная утка?
Не совсем так, а точнее всего лишь, как обычно, стремление раздуть из мухи слона и сделать исключительную сенсацию за счет рассеивания паники.
Да, действительно, 1 января 2020 г. истек срок действия так называемой «водной амнистии», но что это значит на самом деле, мало кто понимает. Поясним.
217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит теперь за использование скважин общего пользования в СНТ и ОНТ, придется платить. Т.е.
Основные изменения в системе
В 2024 году водный налог будет зачисляться в бюджет России по новой системе, которая внесет значительные изменения в процедуру его уплаты.
Одним из основных изменений является снижение ставки водного налога. По новым правилам ставка будет уменьшена, что позволит улучшить условия для предпринимателей и развитие водных хозяйственных отношений.
Также, в новой системе будет введена дифференциация водного налога в зависимости от зоны использования водных ресурсов. Это позволит более справедливо учитывать особенности использования воды в разных регионах страны и снизить нагрузку на предприятия, использующие воду в экономически необходимых целях.
Кроме того, с 2024 года будет введено новое требование — обязательное электронное декларирование и уплата водного налога. Это упростит процедуру и сделает ее более прозрачной, а также позволит снизить риски коррупции и сократить бюрократические издержки.
Важным изменением станет также введение системы мониторинга потребления и использования водных ресурсов. Это позволит следить за состоянием водных ресурсов и их использованием, а также предотвратить и контролировать незаконное использование воды.
Таким образом, в 2024 году вступают в силу значительные изменения в системе зачисления водного налога в бюджет России. Они направлены на более справедливое распределение налоговой нагрузки, снижение ставок налога для предпринимателей и повышение прозрачности процедуры его уплаты. Это даст новые возможности для развития и улучшения водных хозяйственных отношений в стране.
Бюджет и кто платит за воду в 2024 году
Вступление: Водный налог, который будет введен в 2024 году, станет одним из основных источников дохода в бюджете страны. Однако, важно понимать, кто именно будет платить за воду и насколько это повлияет на их бюджеты.
Физические лица: Владельцы квартир, домов, земельных участков и частных домовладений будут платить водный налог за потребляемую ими воду. Налог будет рассчитываться исходя из количества потребленной воды и ее стоимости. Для многих физических лиц, особенно при низком уровне доходов, уплата налога может стать дополнительной нагрузкой на бюджет.
Юридические лица: Кроме физических лиц, водный налог будут платить и предприятия, организации и другие юридические лица. Они будут уплачивать налог за использование водных ресурсов при производстве товаров и услуг. Для большинства организаций налог на воду станет одной из значительных статей расходов, что может негативно повлиять на бюджет компании.
Общее: Таким образом, новый водный налог в 2024 году будет одним из важнейших механизмов пополнения бюджета страны. Однако, его введение может негативно отразиться на финансовом положении некоторых физических и юридических лиц, что будет требовать внедрения соответствующих механизмов поддержки и компенсации.
Какие изменения произойдут в 2024 году?
В первую очередь, повышение ставки налога коснется крупных предприятий и промышленных объектов, которые потребляют значительное количество водных ресурсов. Изменение ставки налога для данной категории налогоплательщиков обусловлено необходимостью более справедливого распределения общей нагрузки между всеми участниками рынка водоснабжения.
Кроме того, в 2024 году планируется внести изменения в порядок оплаты и зачисления водного налога в бюджет. По предварительным данным, будет упрощена процедура подачи налоговой декларации, что позволит сэкономить время и снизить административные издержки налогоплательщиков.
Также планируется внедрение электронной отчетности, что позволит контролировать процесс оплаты и зачисления водного налога в режиме онлайн. Это упростит и ускорит процесс взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.
В целом, изменения в системе оплаты и зачисления водного налога в 2024 году направлены на повышение прозрачности и эффективности данного налогового механизма. Они обеспечат более точное учет использования водных ресурсов и позволят более справедливо распределить финансовую нагрузку между различными категориями налогоплательщиков.
Развитие инфраструктуры водных объектов
Средства, полученные от водного налога, будут направляться на развитие и совершенствование инфраструктуры водных объектов. Это позволит улучшить условия использования водных ресурсов и создать комфортные условия для отдыха и развлечений на воде.
Для развития инфраструктуры водных объектов будут осуществляться следующие мероприятия:
- Строительство и реконструкция причалов и пристаней: для обеспечения безопасности и удобства пассажиров и яхтсменов, будут проводиться работы по строительству и реконструкции причалов и пристаней. В результате увеличится вместительность портов и марин, а также повысится их техническое оснащение.
- Построение и обновление пляжных зон: средства водного налога позволят создать новые пляжные зоны и обновить существующие. Будут улучшены условия отдыха на пляжах, установлены новые спортивные и детские площадки, а также созданы комфортные зоны для пикника и отдыха.
- Развитие гидротехнических сооружений: средства водного налога будут использованы для развития и совершенствования гидротехнических сооружений. В результате будут улучшены системы водоснабжения и водоотведения, осуществлена реконструкция и модернизация гидротехнических сооружений.
- Создание и развитие водных центров: средства водного налога будут направлены на создание и развитие водных центров. Это позволит обеспечить доступ к водным видам спорта и активному отдыху, а также развить инфраструктуру для проведения соревнований и тренировок.
Развитие инфраструктуры водных объектов является приоритетным направлением использования средств, полученных от водного налога. Это позволит создать комфортные и безопасные условия для использования водных ресурсов и активного отдыха на воде.
Инструкция: Как рассчитать сумму налога?
Формула для расчета: НБ × НС × К осн × К доп = ВН
где: НБ – налоговая база НС – налоговая ставка К осн – коэффициент общий основной (в рублях) К доп – коэффициент дополнительный ВН – сумма налога, рубли.
Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины в бассейне реки Волга. Квартальный лимит водопользования составляет 280 000 куб. м. В 1-м квартале 2023 года организация забрала 320 000 куб. м воды. Рассчитаем новую сумму водного налога за этот период.
В этом квартале организация также превысила лимит водопользования на определенный объем:
320 000 — 280 000 = 40 000 куб. м.
В данном случае налог будет рассчитываться с учетом двух параметров:
По объему в пределах лимита налог составит:
280 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 3,52 = 295,680 руб.,
где: 280 000 куб. м — объем воды, не превышающий лимит водопользования; 300 руб. — ставка налога на 1 000 куб. м воды, установленная в соответствии с законодательством; 3,52 — коэффициент, применяемый к ставке для данного года согласно законодательству.
По объему сверх лимита налог составит:
40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 3,52 × 5 = 211,200 руб.,
где: 40 000 куб. м — объем воды, превышающий лимит водопользования; 300 руб. — ставка налога на 1 000 куб. м воды; 3,52 — коэффициент, используемый для данного года; 5 — коэффициент, учитывающий превышение лимита водопользования.
Итак, за 1-й квартал 2023 года организация должна будет уплатить следующую сумму водного налога:
211,200 руб. + 295,680 руб. = 506,880 руб.
Комментарий к Ст. 333.12 Налогового кодекса
Главой 25.2 концептуально изменен подход к установлению налоговых ставок.
Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» были установлены минимальные и максимальные ставки платы по видам водопользования.
Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, установленных указанным Законом, по видам водопользования, по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам были установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 28 ноября 2001 г. N 826 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам».
Конкретные ставки по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных субъектов устанавливались законодательными органами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.
При этом Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» предоставлялось право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать льготы по плате за пользование водными объектами для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 333.12 установлены специфические ставки водного налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Размеры налоговых ставок рассчитаны исходя из ставок платы за пользование водными объектами, действовавших на момент принятия гл. 25.2, с учетом уровня инфляции, а также с учетом поступлений от платы за пользование водными объектами за предыдущие годы. Кроме того, в связи с исключением из объекта налогообложения такого вида пользования водными объектами, как сброс сточных вод, ставки водного налога при заборе воды были увеличены на сумму поступлений от платы за сброс сточных вод.
Размеры налоговых ставок рассчитывались исходя из принципов экономического регулирования, использования, восстановления и охраны водных объектов. Поскольку для каждого экономического района условия водопользования различны, то налоговые ставки дифференцированы в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Так, например, по бассейну реки Волга применяются четыре налоговые ставки в зависимости от экономического района, по которому она протекает. Такая же ситуация складывается и по бассейну реки Дон: четыре экономических района — четыре налоговые ставки.
Ставки водного налога установлены в абсолютной величине в рублях за единицу изменения налоговой базы — 1 тыс. куб. м забранной воды; 1 кв. км используемой акватории; 1 тыс. кВт.ч электроэнергии; 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.
Необходимо обратить внимание на то, что ставки водного налога за использование акватории поверхностных водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) и территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод установлены в расчете на год, по остальным объектам налогообложения — на квартал. Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период — квартал — исчисляется как одна четвертая суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.
В целом налоговые ставки, установленные ст. 333.12, выше максимальных ставок платы за пользование водными объектами, действовавших до вступления в силу гл. 25.2. Исключение составляет только пользование водными объектами для целей гидроэнергетики, в отношении которого ставки водного налога ниже ставок платы за пользование водными объектами.
Так, налоговые ставки за забор воды выросли в зависимости от экономического района и бассейна реки в 1,5 — 1,8 раза. Но при этом следует иметь в виду, что на практике законодательными органами регионов во многих случаях устанавливались не только максимальные, но и средние и минимальные ставки платы по забору воды. Таким образом, для соответствующих категорий водопользователей размер водного налога после принятия гл. 25.2 возрос в 3 — 4 раза.
При использовании акватории поверхностных водных объектов (за исключением лесосплава) увеличение налоговых ставок составило от 1,5 до 1,7 раза, а при использовании акватории территориального моря и внутренних морских вод — в 1,6 — 2 раза.
При использовании водных объектов для лесосплава налоговые ставки увеличены по сравнению с ранее действовавшими ставками платы за пользование водными объектами в 1,2 раза.
Установленные гл. 25.2 ставки водного налога, в отличие от платы за пользование водными объектами, не могут быть изменены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) законодательных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые после принятия гл. 25.2 лишены права предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
Статьей 333.12 законодательно закреплена ставка водного налога, уплачиваемая при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Данная ставка увеличена по сравнению с ранее действовавшей платой за пользование водными объектами с 60 до 70 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.
В соответствии со ст. 135 ВК РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.
Условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения и, соответственно, для применения указанной льготы, должны отражаться в лицензии на водопользование в целях водоснабжения населения, выдаваемой в установленном порядке. Если водоснабжение населения осуществляется не непосредственно налогоплательщиком (забранная вода передается другим организациям) и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, данным налогоплательщиком не применяются.
Согласно разъяснению МПР России к забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда — городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций). Имеется в виду, что в жилых домах потребитель — это население; в больницах — больные; в санаториях, пансионатах, домах отдыха и других оздоровительных комплексах — отдыхающие; в школах, ПТУ — учащиеся; в институтах — студенты; в гостиницах — временно проживающие (гости, туристы, командированные и т.д.); в учреждениях и организациях — работающие; в детских садах и яслях — дошкольники; в общежитиях — проживающие в них студенты, учащиеся, работающие.
Водоснабжение других организаций к забору воды для водоснабжения населения не относится и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Потери воды при заборе воды и транспортировке до населения относятся к собственным нуждам организаций ЖКХ, и водный налог за данные объемы забранной, но впоследствии потерянной воды исчисляется по общеустановленной налоговой ставке.
Статьей 2 Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», которым вводится в действие гл. 25.2, определено, что к ставкам водного налога, установленным ст. 333.12 за забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах установленных лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, на период с 1 января по 31 декабря 2005 г. включительно применяется коэффициент 0,85.