Что делать, если ребёнка отчисляют из школы?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если ребёнка отчисляют из школы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отчисление – это крайняя мера дисциплинарного наказания. Согласно закону, применять ее можно только тогда, когда другие способы воздействия на ученика (замечания, выговоры) уже были применены ( и это подтверждается соответствующими документами), но не подействовали.

Часто родителей волнует, могут ли ребенка отчислить из школы по медицинским причинам, например, если ему не сделаны какие-то прививки. В частности, своеобразным яблоком раздора между родителями и школой становится проба Манту: все чаще семьи отказываются ее делать, а школьная администрация пугает тем, что отстранит непроверенного ребенка от занятий.

Так вот, отказ родителей от пробы Манту не должен ограничивать право ребенка на посещение школы или детского сада. Максимум, что может сделать администрация образовательного учреждения – обязать ребенка получить консультацию у врача-фтизиатра. При этом обязательным условием обучения ребенка в школе является наличие актуальной медицинской карты, в которой и отражается, в том числе, ситуация по сделанным прививкам.

Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, и тогда ему не придется столкнуться с подобными мерами.

Отчисление из школы по инициативе родителей

Когда семья сама принимает решение об уходе из конкретной школы, она тоже проходит процедуру отчисления с предыдущего места учебы.

  • Узнать, есть ли свободные места в новом учебном заведении.
  • Подать соответствующее заявление об отчислении через госуслуги или лично в школу.
  • Дождаться акта о переводе.
  • Написать заявление о приеме в новую школу и предоставить туда все необходимые документы.
  • Дождаться выхода акта о зачислении.

Часто конфликты между ребенком и школьным руководством можно решить. Поэтому предельно важно показать готовность действовать и желание изменить ситуацию. Если ребёнок провинился, сохранить его место в школе могут помочь именно родители.

Начните с доверительного разговора с ребёнком. Важно не ругать и не наказывать его, а показать, что вы хотите о нём позаботиться, и разобраться в причинах поступков. Также можно обратиться к школьному или частному психологу, который поможет подростку разобраться в эмоциях. Когда он осознает, что поступал неправильно и пообещает исправиться, разрешить конфликт со школой будет легче, особенно если педагоги увидят позитивные перемены.

Однако если всё же встаёт вопрос об отчислении, за права ребёнка необходимо бороться законными способами: вести переговоры с учителями и ребёнком, своевременно обжаловать действия или бездействия образовательного учреждения, оспаривать односторонние «доказательства нарушений» и несправедливые оценки (если они и правда такие).

В случаях, когда ученик стремится исправиться, а его всё равно отчисляют, или когда обвинения в нарушении устава школы несправедливы, родители могут обратиться:

  • к руководству школы: директор обязан письменно объяснить, из-за каких конкретно действий ребёнка его хотят исключить;
  • в районное или городское управление образования;
  • в Минпросвещения РФ;
  • в прокуратуру: это последняя инстанция, которая может помочь в случаях очевидной несправедливости по отношению к ребёнку.

Факторы, которые не являются основаниями для отчисления

Практика показывает, что детей нередко исключают из школы по надуманным причинам, хотя оснований для таких действий у администрации нет. В таких ситуациях родителей просто ставят перед фактом, вынуждая забрать документы ребенка и перевести его в другое учебное заведение. Взрослые, не осознавая своих законных прав, даже не пытаются противостоять такому самоуправству.

Важно запомнить, что учеников нельзя отчислять по следующим причинам:

  • наличие условной судимости у школьника, а также любого типа судимости у кого-либо из его родителей, неисполнение учащимся судебного постановления;
  • беременность ученицы, независимо от ее возраста;
  • незначительные или однократные хулиганские действия – исключение ребенка из школы за плохое поведение возможно только при систематических серьезных нарушениях. При этом до отчисления педагоги должны попытаться «исправить» ученика, дать ему второй шанс. Примечательно, что у хулиганский действий детей есть срок давности. Если с момента происшествия прошло 12 месяцев, новое совершенное «преступление» не будет считаться повторным;
  • нестандартный внешний вид ученика (яркие волосы, макияж, татуировки, неподобающая одежда и т.д.), если о таких запретах не упомянуто в Уставе школы;
  • однократное хамство по отношению к педагогу без какого-либо физического воздействия;
  • порча школьного имущества – в таких ситуациях родителей просто обязуют возместить материальный ущерб.

Что может послужить основанием для отчисления?

Статья 61 ФЗ «Об образовании в РФ» уточняет, что отчисление, как мера дисциплинарного взыскания применяется «в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. Также, в соответствии с пунктом 4 статьи 43 вышеуказанного ФЗ применить эту меру взыскания могут за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

При этом, согласно пункту 8 статьи 43, отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

  1. Злостное уклонение от учебы (т.е. систематические прогулы либо непосещение школы вообще).
  2. Неоднократное — более одного раза — грубое нарушение устава школы (т.е. не просто плохое поведение).
  3. Неуспеваемость, т.е. регулярные оставления на второй год до тех пор, пока подросток не освоит программу основного общего образования (окончит 9-й класс), либо пока ему не исполнится 18 лет при условии, что 9-й класс он так и не окончил. Критерии для случаев, когда ученики 10-11-го классов постоянно не успевают по предметам, должны быть определены в уставе образовательного учреждения.
  4. Школьник отрицательно влияет на других учащихся, нарушает их права, права и других работников школы, мешает нормальной работе школы (употребление и распространение спиртных и наркотических средств, применение физического и психического насилия, срыв уроков и т.п.).
Читайте также:  Впд на отпуск военным в 2024 году

В платных образовательных учреждениях ребенка могут отчислить в связи с тяжелым материальным положением его родителей, т.е. из-за невнесения ими платы за обучение.

В уставе образовательного учреждения обязательно должны указываться причины, порядок и основания для отчисления ученика.

При этом сначала с «нарушителем» должна быть проведена воспитательная работа, и только в случае, если эти меры не дали результата, ребенка могут отчислить. Если же ученик грубо и неоднократно нарушал устав школы, но потом осознал свою вину и исправился, отчисление недопустимо.

Отчислить не могут вдруг за один проступок. Условие неоднократности означает, что если за последний год у учащегося не было ни замечаний, ни выговоров — отчислить его не могут.

Не являются поводами для исключения:

  • условная судимость или отсрочка исполнения приговора;
  • ранняя беременность ученицы;
  • мелкое хулиганство;
  • неприемлемый, по мнению преподавателей, внешний вид школьника или школьницы (т.е. макияж в стиле «боевая раскраска» или волосы, выкрашенные во все цвета радуги и т.д.) — если это прямо не запрещено в уставе школы.

Какую ответственность понесет учитель, выгнавший ученика во время урока

В этом случае студент или его законные представители могут инициировать дисциплинарное расследование произошедшего инцидента. Если во время своего отсутствия ученик получил травму или причинил вред кому-либо, ответственность несут как преподаватель, так и само учебное заведение.

Если вы столкнулись с тем, что вашего ребенка исключили во время урока, вам следует немедленно связаться с директором школы. Подайте письменное заявление от вашего имени с подробным описанием того, что произошло (кто, когда и по каким причинам вы не допустили к уроку). Подчеркните также, что ваш ребенок не может получить полное образование по этому предмету. Ссылаются на нарушение учителем пунктов 6, 7 статьи 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации», поскольку примененное им наказание отсутствует в уставе школы. Не забудьте указать в своем заявлении важное предложение «Прошу обязать преподавателя (имя и фамилия) допускать ученика (имя и фамилия) на уроки (указать обязательный предмет)».

Как подготовиться, если вы думаете, что вашего ребенка исключают из школы

Если ваш ребенок ранее подвергался дисциплинарным взысканиям или вы знаете, что у него были проблемы с поведением в школе, возможно, вы уже обеспокоены риском исключения из школы. Возможно, вы уже общались с директором школы ранее или недавно узнали о серьезном инциденте и ожидаете официального письма. Если вы хотите опередить процесс и начать собирать информацию и изучать доступные юридические услуги, то есть вещи, которые вы можете сделать до получения письменного уведомления.

Если ваш ребенок нарушает серьезное правило

Вы никогда не захотите услышать, что ваш ребенок нарушил серьезное правило, но если с вами свяжется директор школы или ваш ребенок признается. своих проступков по отношению к вам, первое, что нужно сделать, это связаться со школой и спросить, не грозит ли учащемуся отстранение от занятий или отчисление, и выяснить, что это влечет за собой. Затем сядьте с ребенком и поговорите о том, что произошло и почему.

Подход, который вы выберете для этого, будет зависеть от того, младше ли они или учатся в старшей школе, и то, как вы объясните последствия, также будет различаться в зависимости от их возраста. Начните с того, что спросите их мнение о том, что произошло, и спросите их, почему они выбрали те действия, которые они совершили. Важно говорить с ребенком спокойно, но твердо. Вы можете быть честным и сказать им, что вы расстроены или разочарованы их поведением, но они, вероятно, уже плохо себя чувствуют. Наконец, объясните следующие шаги, которые школа наметила в отношении дисциплины по этому вопросу.

Что делать до того, как придет письмо

До получения письма о слушании может быть полезно помочь вашему ребенку составить письменный отчет о происшествии, включая всю информацию, которую они могут вспомнить, в том числе, где это произошло, кто был вовлечен, и были ли какие-либо свидетели.

Кроме того, вы можете сделать некоторые первоначальные запросы на юридические услуги, поскольку студенты имеют право быть представленными адвокатом на дисциплинарном слушании. У вас может быть доступ к бесплатным юридическим услугам, но если вы не можете этого сделать, а оплата услуг адвоката невозможна, вы все равно можете попросить кого-нибудь защищать интересы вашего ребенка на слушании.

Эмоциональные последствия

Ваш ребенок может бояться прослыть ребенком, которого исключили из школы, и это может добавить дополнительный стресс к и без того чрезвычайно эмоциональной ситуации. После исключения эмоции вашего ребенка нередко меняются, но важно, чтобы вы помогли ему справиться с ними.

Во-первых, это будут эмоции, связанные с тем, что вызвало само изгнание. Гнев, например, может заставить детей набрасываться или проявлять насилие, и крайне важно, чтобы вы докопались до сути того, что вызвало этот гнев. Это может быть вызвано вещами, происходящими дома, издевательствами или внутренним замешательством.

Читайте также:  Как узнать о статусе земельного участка под гаражом?

Кроме того, ваш ребенок также будет испытывать негативные чувства по поводу того, что его исключили из школы, и может беспокоиться о том, как другие люди относятся к нему. Найдите время, чтобы поговорить с ребенком о его чувствах, и если вы считаете, что ему нужна дополнительная поддержка, обратитесь за помощью к консультанту, поведенческому психотерапевту или другому специалисту.

Отчисление – это крайняя мера дисциплинарного наказания. Согласно закону, применять ее можно только тогда, когда другие способы воздействия на ученика (замечания, выговоры) уже были применены (и это подтверждается соответствующими документами), но не подействовали.

Решение об отчислении должна принимать не только администрация школы, но и комиссия по делам несовершеннолетних.

Основанием для отчисления могут быть неоднократные выговоры и замечания, занесенные в личное дело ученика, при этом в Законе прописано, что дисциплинарные меры не могут быть применены к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, ученик не может получить выговор в то время, когда он болеет или находится на каникулах.

Когда уходят из школы?

Да, не всем быть отличниками – факт. Ну ничего, мир от этого не рушится. Сейчас мы не на красный ковер вызываем, а помочь пытаемся. Есть ли шанс у таких неблагоприятных для администрации заведения учеников остаться в школе и попробовать наладить отношения со школьными дисциплинами?

Мы с вами уже обсуждали, какие бывают поводы прощания со школой. Там не только плохие проступки, есть и благие намерения, просто уехать из города – это тоже случаи отчисления.

В этом перечне причин для подписания приказа директором нашло место и прекращение всяких взаимоотношений со школой, как мера дисциплинарного взыскания, когда все «пожалуйста» со стороны педагогов к непослушному ученику испробованы, осталась единственная. Но всё это вышеперечисленное в законе «Об образовании» никоим образом не связано с полученными ребёнком двойками.

Когда же нависает реальная опасность вызова родителей на ковёр к директору с неоднозначным намёком подыскать другое заведение, и что является поводом для администрации, чтобы почистить статистику успеваемости и поддержать школьный авторитет?

Найти подход к ученику и его родителям

Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником

Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать. И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.

К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.

Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью. И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.

Разобраться в причинах и обстоятельствах

Первый и самый важный шаг, который необходимо предпринять в случае отчисления ребенка из школы, заключается в тщательном анализе причин и обстоятельств этого события. Родители должны постараться выяснить, что именно привело к такому результату и какие факторы сыграли решающую роль.

Причиной отчисления может быть как неуспеваемость или плохое поведение ребенка, так и конфликты с учителями или администрацией школы. Важно выяснить, насколько данные обстоятельства являются временными или являются хроническими проблемами, которые могут повториться и в другом учебном заведении.

Для того чтобы разобраться в причинах и обстоятельствах отчисления, необходимо провести серьезную беседу с ребенком и попытаться выяснить все детали ситуации. Также следует обратиться к учителям и администрации школы, чтобы получить полную информацию об учебной и поведенческой деятельности ребенка.

Важно обратить внимание на следующие аспекты:

  • Успеваемость ребенка: оценки по различным предметам, уровень академических знаний, участие во внеклассных мероприятиях и олимпиадах;
  • Поведение: отношение к учителям и одноклассникам, нарушение устава школы, конфликты и склонность к агрессии;
  • Здоровье: наличие хронических заболеваний, проблемы с адаптацией к школьной жизни, психологические особенности;
  • Семейные обстоятельства: наличие разлада в семье, отсутствие должной поддержки со стороны родителей или опекунов;
  • Мнение ребенка: его видение произошедшего, факторы, которые могли повлиять на развитие ситуации.

Анализ причин и обстоятельств отчисления поможет определить, какие шаги нужно предпринять дальше. Возможно, ребенку потребуется специализированная помощь или изменение обстановки, чтобы справиться с трудностями и продолжить образование. Главное, необходимо помнить, что каждый случай уникален, поэтому родители должны быть готовы к индивидуальному подходу и поиску подходящих решений.

Исследовать альтернативные варианты образования

Если вашего ребенка отчислили из школы, вам может потребоваться исследовать альтернативные варианты образования для него. Существует несколько вариантов, которые предлагают различные подходы к обучению и могут соответствовать индивидуальным потребностям вашего ребенка. Рассмотрите следующие варианты:

  1. Домашнее обучение. Возможно, вы заинтересуетесь возможностью обучения ребенка дома. Это подразумевает разработку индивидуальной образовательной программы и предоставление материалов для самостоятельного изучения. Домашнее обучение может быть осуществлено родителями или с помощью квалифицированных репетиторов.
  2. Онлайн обучение. Существует множество онлайн-платформ, которые предлагают образовательные курсы и программы для детей. Вам может быть интересно рассмотреть такой вариант, особенно если ваш ребенок проявляет интерес к компьютерам и технологиям. Онлайн-обучение позволяет получить доступ к качественной учебной программе из любой точки мира.
  3. Частные школы. Если вы не хотите обучать ребенка дома, вы можете исследовать возможность поступления в частную школу. Частные школы могут предлагать индивидуализированные подходы к обучению, меньший классный размер, расширенные программы и дополнительные возможности для развития ребенка.
  4. Альтернативные образовательные программы. Существуют различные альтернативные образовательные программы, которые могут быть подходящими для вашего ребенка. Например, это могут быть программы на основе искусства, музыки, спорта или религиозных ценностей. Исследуйте такие программы и обратитесь к специалистам в выбранной области.
  5. Образование на дому. Возможно, вы заинтересуетесь возможностью образования ребенка на дому с помощью специальных учителей, педагогов или репетиторов. Этот вариант позволяет индивидуализировать обучение и учитывать индивидуальные потребности вашего ребенка.
Читайте также:  Как получит компенцацию в часном детском саду 2024 год

Перед принятием решения о выборе альтернативного варианта образования для вашего ребенка, важно провести тщательное исследование каждого варианта и обсудить его с педагогами, специалистами и ребенком самим.

Получить консультацию у специалистов в области образования

Когда ваш ребенок отчислен из школы, важно получить грамотную консультацию у специалистов в области образования. Они предоставят вам необходимую информацию и помогут определить следующие шаги.

Специалисты в области образования могут включать в себя:

  • Школьные консультанты, которые знакомы с правилами и процедурами образовательной системы и могут рассказать о вариантах продолжения обучения вашего ребенка;
  • Педагоги, которые могут оценить академические навыки и потребности вашего ребенка;
  • Психологи, которые помогут ребенку адаптироваться к новой ситуации и рассмотреть возможные причины отчисления;
  • Юристы, которые могут консультировать по правовым аспектам отчисления и помочь защитить интересы ребенка;
  • Педагоги-дефектологи, если ребенок имеет особые образовательные потребности.

Обратитесь к специалистам в области образования, чтобы получить профессиональную помощь и поддержку в сложной ситуации со школой. Это поможет вам принять взвешенные решения и найти наилучшие варианты для продолжения образования вашего ребенка.

Итак, за что же могут отчислить?

Неуспеваемость. Однако это не значит, что за пару двоек ты сразу же вылетишь из школы. Под «неуспеваемостью» в данном случае подразумевается регулярный повтор года, пока ученик не освоит программу основного общего образования (а это 9 лет, а не 11). Что касается учеников старших классов (10-11) и их постоянных двоек, все зависит от устава школы.

Отсюда, кстати, вытекает второй пункт – грубое нарушение устава школы. Поэтому советуем хорошенько изучить правила, согласно которым функционирует твоя школа, чтобы не попасть впросак.

Уклонение от учебы (ну это нужно либо очень много прогуливать, либо не посещать школу вообще. Сколько «много» – вероятнее всего, зависит от школы, потому что в законе не указаны точные сроки).

Отрицательное влияние на других учащихся, учителей, административных работников и т.д. Что это может быть? Ну, например, если ты притащишь в школу ящик папиного виски и начнешь спаивать учеников начальной школы (или своих одноклассников или даже Марьиванну). Если будешь применять какой-либо из видов насилия: как физическое – драки или что-нибудь посерьезнее; так и психологическое.

Если ты учишься в частной школе, и родители перестают платить за обучение, за это, конечно, тоже отчислят.

Состояние здоровья. К сожалению, заболевания, из-за которых ученик не в состоянии осваивать школьную программу, могут стать причиной для отчисления.

Практика «Ребенка исключат из школы»

Плохая успеваемость или безобразное поведение ребенка в школе всегда ведет к конфликту, в котором участвуют как минимум родители и учителя.

Иногда конфликт оказывается неразрешимым, и у школы остается один выход — расстаться с ребенком.Но каков порядок отчисления детей из общеобразовательных учреждений?

В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона «Об образовании» и пунктами 57 и 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении обучающиеся обязаны соблюдать школьный устав, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других учеников и учителей, выполнять требования педагогов по соблюдению правил внутреннего распорядка.

По решению органа управления общеобразовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения допускается — в качестве крайней меры педагогического воздействия — исключение из этого общеобразовательного учреждения обучающихся, достигших четырнадцати лет.

То есть: до достижения 14-летнего возраста исключать детей из школ нельзя.

Образовательное учреждение обязано в 3-дневный срок проинформировать органы местного самоуправления об исключении ученика, а те вместе с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, которые обеспечат его трудоустройство или обучение в другом образовательном учреждении.

Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, или переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся, или продолжают обучение в форме семейного образования.

Те, кто на указанных ступенях образования имеет по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за то, чтобы они погасили эту задолженность в течение следующего учебного года, возлагается на их родителей (законных представителей). Довольно часто родители сетуют на то, что в школе те или иные предметы преподают учителя, не имеющие образования нужного профиля или нужной квалификации. Родителей интересует, каким образом можно повлиять на администрацию школы с тем, чтобы изменить это положение.


Похожие записи:

Добавить комментарий