Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура остановки автомобиля инспектором ГИБДД в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует 10 законных оснований для прекращения выпуска транспортного средства, перечень которых содержится в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД РФ от 2 февраля 2009 года 185 (далее — Административный регламент или Регламент). Эти причины указаны в пункте 63 Регламента.
А какие причины для проверки документов?
Теперь перейдем к пункту 106 правил, введенных Решением №664. Здесь, к счастью, причин гораздо меньше.
Законные причины, по которым аудитор может проверить документ, следующие
- Сотрудник увидел признаки нарушения правил дорожного движения или других правовых или нормативных актов (кроме того, он может только предполагать такое нарушение, но не без оснований)
- идентификация водителей, пассажиров или самого транспортного средства, а также перечисленные выше
- специальные меры по снижению аварийности и последствий,
- Также, если есть основания для прекращения действия пунктов 84.1-84.3 и 84.11 Правил (пункты 1-3 и 11 в списке приостановленных корней выше).
Основания для остановки автомобиля
Согласно пункту 47 Приказа №264 МВД РФ, инспектор ГИБДД может остановить автомобиль по следующим основаниям:
- Нарушение ПДД РФ: Если водитель нарушил Правила дорожного движения Российской Федерации.
- Подозрение в ДТП с уходом с места происшествия: Если водитель или остановленное авто подозревается в совершении Дорожно-транспортного происшествия (ДТП), с места которого он скрылся.
- Процессуальные действия: Для проведения процессуальных действий, таких как опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах противоправного деяния и их привлечения в качестве понятых.
- Проверка документов: Для проверки документов, включая права водителя, документы на транспортное средство и перевозимый груз.
- Проверка режима труда и отдыха: Для проверки соблюдения норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха водителя, особенно для транспортных средств, оборудованных тахографами, такими как автобусы и большегрузные автомобили.
- Оказание помощи полицейским или участникам дорожного движения: Для использования остановленного транспортного средства в целях оказания помощи полицейским или другим участникам дорожного движения.
- Регулирование дорожного движения: При выполнении инспектором ГИБДД функций по регулированию дорожного движения.
- Рейдовые мероприятия и специальные операции: При проведении рейдовых мероприятий и специальных операций.
За что ГИБДД начнет массово тормозить водителей
Штрафы за неисправности, например, за проблемы с фарами, могут заработать уже в следующем году. Кроме этого, штрафовать хотят еще и за нечитаемые номера и использование зимней резины летом и летней — зимой. Автомобилисты в пабликах предполагают, что в случае принятия изменений в КоАП, инспекторы ГИБДД начнут чаще останавливать водителей.
Сейчас проезд в автомобиле с нечитаемыми номерами и в первый, и десятый раз составляет 500 рублей. Ранее в ГИБДД напомнили, что грязные номера, а также специальные покрытия и потертости не позволяют автоматическим камерам фиксировать нарушения правил дорожного движения. Этим нередко пользуются недобросовестные водители.
В частности, штраф в размере 500 рублей будет грозить тем водителям, которые не поменяли шипованные шины летом или ездят на летней резине зимой. Штраф сможет применяться и в отношении водителей грузовиков, если у них зимой при отсутствии зимних шин нет и цепей противоскольжения. Данный запрет будет вводиться по решению властей каждого региона.
Начиная с весны следующего года, инспекторы смогут останавливать за слишком яркие фары (более 2000 люмен) или перегоревшую лампочку заднего хода. К неисправностям также будут относиться неработающие омыватели и автокорректоры уровня фар, которые, кстати, обязательны для отечественных и ввозимых машин. Помимо этого, будет запрещено использовать пленки на стеклах фар, которые некоторые автомобилисты клеят для защиты от камней. Также штрафовать собираются за тот класс источника света, который указан в эксплуатационной документации.
На федеральном уровне прописано, что водителям нельзя ездить на резине с шипами летом (июнь, июль, август) и на летней резине зимой (декабрь, январь, февраль). В зависимости от особенностей погоды региональные власти вправе изменить временной диапазон запретов. Например, в северных регионах «зима» может начинаться в октябре, а заканчиваться в марте.
Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД с точки зрения ПДД
Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:
2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:
- уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
- уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Запрещены высказывания и действия дискриминационного характера
Инспекторам запретили оскорблять водителей. В приказе говорится, что при разговоре запрещены «любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений».
Нет необходимости использовать карточку международной перевозки
- Водительское удостоверение — документ, удостоверяющий право лица управлять транспортным средством. Оно должно быть действительным и соответствовать требованиям закона.
- Паспорт гражданина РФ — документ, подтверждающий личность водителя, а также гражданство Российской Федерации.
- Свидетельство о регистрации транспортного средства — документ, подтверждающий право владения транспортным средством. Оно выдается органами ГИБДД при регистрации автомобиля.
- Страховой полис ОСАГО — документ, подтверждающий наличие обязательного страхования гражданской ответственности автовладельца.
Таким образом, от 2024 года водителям уже не нужно использовать карточку международной перевозки при пересечении границы. Вместо нее, достаточно предъявить свои основные документы — водительское удостоверение, паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и страховой полис ОСАГО.
Кому предоставлено такое право?
Перечень тех, кто может остановить транспортное средство, указан в пункте 2.4 ПДД РФ. В документе четко прописано, что таким правом обладают регулировщики. Также есть уточнение, касающееся международных автобусов и грузовых автомобилей. На контрольных пунктах такая возможность появляется еще и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. То есть Ространснадзор имеет право останавливать транспортное средство, однако его представители обязательно должны иметь при себе форменную одежду, а для остановки грузовика или автобуса использовать диск со световозвращателем или красным сигналом, чтобы их хорошо было заметно даже поздним вечером, в сумерках и по ночам. Любое лицо, останавливающее транспортное средство, должно представиться, а по первому требованию предъявить служебное удостоверение.
Только нужно понимать, что под регулировщиком в данном случае понимают не только сотрудника правоохранительных органов, который пытается разрулить движение автомобильных потоков на оживленном перекрестке. В Правилах дорожного движения РФ, которых обязаны придерживаться все инспекторы ГИБДД, регулировщиком считается должностное лицо, по своим функциональным обязанностям наделенное правом осуществлять регулирование дорожного движения с помощью специальных сигналов.
Могут ли обычные полицейские остановить автомобиль?
Теперь подробно разберемся в вопросе, кто имеет право останавливать транспортное средство из числа иных стражей порядка. По закону сотрудники полиции, которые не состоят в Госавтоинспекции, могут нести службу на дороге, но только вместе с инспекторами ГИБДД или по прямому приказу руководителя отделения полиции. При этом другие сотрудники правоохранительных органов, находящиеся при исполнении, имеют право оформлять протоколы за нарушение правил дорожного движения, и им не обязательно являться инспекторами ГИБДД. Это подтверждает и существующая российская судебная практика.
То есть ППС имеет право остановить транспортное средство, если сотрудники службы работают совместно с инспекторами ГИБДД или получили конкретный приказ от начальства. При этом в уставе ППС даже отдельно прописано, что в обязанности постовых входит предотвращение и предупреждение управления транспортными средствами пьяными водителями, несовершеннолетними, когда возраст водителя очевиден или известен полицейскому. Также они обязаны пресекать другие правонарушения, которые могут нести угрозу жизни и здоровью окружающих.
Алгоритм общения с инспектором ГИБДД
Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.
Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.
Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо. Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.
Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.
Как оспорить лишение водительских прав за пьянку?
Начинать оспаривать лишение прав за пьянку можно начиная с ходатайства в автоинспекцию. Ходатайство в 2024 году должно быть обоснованным, с доказательствами нарушений инспектора при оформлении документов или проведения процедуры.
В случае отклонения ходатайства дело будет рассматриваться в суде. Решение городского суда можно оспорить в районном и областном, в течении 10 дней после получения постановления. Для оспаривания лишения прав следует выбрать линию защиты, чаще всего используются три направления.
Первое — независимое освидетельствование. Используется, когда инспектор и врач поликлиники подтвердил опьянение. Для удачной защиты необходимо, чтобы экспертиза была быстрой (не позднее часа-двух после государственной), со взятием анализа крови, клиника должна иметь специальную лицензию.
Второе — неправомерность действий сотрудников. Любые ошибки и незаконные действия трактуются в вашу пользу. К примеру, если у сотрудника неправильно заполнен протокол, то он становится недействительным, не считаясь судом за документ.
Третье — доказательства того, что машина никуда не ехала. Если автомобиль находится на обочине и не участвует в движении, опьянение водителя не является нарушением.
На этапе повторного обжалования рекомендуется обращаться к адвокату, которой поможет оформить дело и найти в нем новые нюансы, пропущенные судом низшей инстанции.
Календарные дни вместо месяцев для привлечения к ответственности
Чтобы уйти от разночтений в сроках привлечения автомобилистов к ответственности за нарушения ПДД в правительстве разработали новый законопроект.
Так, в настоящее время КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения водителем. А по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев. При этом количество дней в месяцах отличается.
Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности законопроектом предусматривается, что указанный сейчас в КоАП срок два месяца заменят на 60 календарных дней, а три месяца — на 90 календарных дней.
В настоящее время документ направлен в Госдуму. Он вступит в силу только при успешных рассмотрениях в трех чтениях и последующем подписании президентом России Владимиром Путиным.