Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завершение обгона через сплошную линию 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.
Можно ли завершать обгон по сплошной линии?
Разметка 1.1. (сплошная линия) не может пересекаться транспортом ни при каких обстоятельствах, за исключением экстренных случаев, когда манёвр необходим для того, чтобы избежать ДТП. Даже если манёвр начинается на прерывистой (1.5-1.7, 1.10), завершать его на разметке 1.1. нельзя. Водитель должен рассчитывать свои действия так, чтобы не допустить нарушения.
Каждый тип разметки имеет своё обозначение в ПДД. В зависимости от нанесённого на дорогу обозначения, допускаются определённые манёвры.
1.1. Сплошная линия.
Предупредительные полосы
«Если вы не успели закончить свой обгон до сплошной линии разметки и вернулись в свою полосу уже через сплошную, то инспектор ДПС, зафиксировавший этот маневр, вправе составить протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, — рассказал в интервью «За рулем» Михаил Черников. — Суд обязательно примет сторону обвинителя, руководствуясь постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 „О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“».
Дело в том, что нахождение на встречной полосе обгоняющих автомобилей потенциально опасно для других участников движения. Впереди может оказаться пешеходный переход или выезд с прилегающей дороги, где, возможно, есть крупный транспорт или даже спецтехника. Их водители не всегда замечают обгоняющие по встречной полосе автомобили, и есть большая вероятность возникновения аварийной ситуации, когда они выруливают на трассу. Именно поэтому перед перекрестками и выездами часто наносится сплошная разметка или устанавливаются знаки «Обгон запрещен».
Вс отменил лишение водителя прав за обгон по встречной
О запрете, а вернее о штрафе или лишении прав за пересечение сплошной линии разметки разделяющей полосы движения встречного направления, мы уже рассказывали в одной из наших статей. Надо заметить, что штраф в этом случае существенный. Кроме того, возможно даже и лишение прав, на срок от 4 до 6 месяцев.
Наказание вполне в соответствии с правонарушением. Здесь как бы все понятно и ясно, нарушители рискующие не только своей жизнью, но и жизнями других людей должны быть наказаны без сожаления и компромиссов.
Другое дело, — а судьи кто!? Но это уже вопрос не для простых смертных, и решение этого вопроса не прерогатива «серой» массы большинства, как считают наши парламентарии… Не смотря на то, что ситуации могут быть и очень опасными и по факту безобидными.
Итак, пересечение сплошной линии разметки идущей в разделе ПДД «Горизонтальная разметка» под номером 1.1 или , предписывает лишение прав. Однако бывают и не столь однозначные ситуации, по крайней мере как нам кажется. Вот, например, так. Выехал через пунктирную линию разметки 1.
5 на полосу предназначенную для встречного движения, то есть не нарушая правила ПДД, а затем перестроился на «свою» полосу, но уже через сплошную 1.1 или 1.3 (см выше). Как же быть в этом случае!? Об этом мы поговорим в нашей статье.
Каковы особенности фиксации нарушения, связанного с пересечением сплошной
При фиксации такого нарушения обычно составляется схема места совершения административного проступка, хотя она и не является обязательной (п. 154 Приказа МВД № 664).
Схема является дополнением к протоколу об административном нарушении. Это рисунок, который изображает обстоятельства совершения проступка с указанием линий разметки, траектории движения ТС, знаков и других важных моментов.
Рисунок места события изучается судом наряду с другими материалами по делу, поэтому уделить ему следует особое внимание. Действуйте следующим образом:
- Проверьте, правильно ли зафиксировано нарушение — представители ГИБДД часто используют уже готовые схемы на местах, где часто совершаются наезды на сплошную. Но не всегда на этих схемах изображены все знаки и особенности разметки.
- Если вы не согласны со схемой, напишите: «Не согласен» — нарисуйте свою схему, в суде заявите ходатайство о ее приобщении к материалам дела.
- Сфотографируйте место нарушения, чтобы из материалов можно было понять о расположении знаков и разметки.
- Привлеките свидетелей — данные о них, как о понятых, могут быть вписаны в схему места совершения нарушения. Свидетелей вы можете вызвать в суд для дачи показаний.
Копии схемы и протокола обязательно вручается водителю.
Помните, что от фиксации нарушения зависит очень многое — если в чем-то сомневаетесь, лучше не подписывайте схему, ее копию целесообразно показать автоюристу.
Штрафы за пересечение сплошной
Мера наказания за пересечение сплошной линии зависит от типа нарушения. В некоторых случаях штраф не назначается. Однако есть ситуации, при которых водителю может грозить лишение прав.
Так, при повороте налево или развороте через сплошную разметку водителя могут оштрафовать на 1-1,5 тыс. руб. Если сплошная разметка отделяет попутную полосу для общественного транспорта, то ее пересечение будет приравниваться к выезду на автобусную полосу. Тогда штраф будет 3 тысячи рублей для Москвы и Санкт-Петербурга и 1,5 тыс. руб. для других регионов. Пересечение попутной сплошной разметки карается предупреждением или штрафом в 500 руб.
Но чаще всего сотрудники ГИБДД обращают внимание на срезы сплошной разметки, которая разделяет встречные потоки. В этом случае действия водителя могут квалифицироваться как выезд на встречную полосу. В случае если пересечение сплошной разметки зафиксировал не инспектор, а камера, то будет штраф в размере 5 тысяч рублей. А вот если маневр произошел на глазах инспектора, то наказание выберет суд — это будет штраф 5 тысяч рублей либо лишение прав на 4-6 месяцев. Повторное нарушение такого рода карается лишением прав на 1 год.
Если мысленно представить себе обычный перекресток и соединить углы прямой линией, то получится квадрат. Внутри этого квадрата одна проезжая часть пересекается с другой проезжей частью. Водитель, въехавший на такой квадрат, должен выехать из него таким образом, чтобы не задеть полосу встречного движения. Так ситуацию объясняет Орест Мацала.
«В противном случае такой, пусть даже частичный, то есть одним колесом, выезд будет считаться выездом на полосу встречного движения в нарушение ПДД, что, в свою очередь, наказывается штрафом 5000 рублей либо лишением прав на 4-6 месяцев. Суды не видят разницы в том, как был осуществлен этот выезд, всем ли автомобилем либо же только одним колесом. Выбирая траекторию для поворота, водителям следует быть предельно внимательными», — пояснил эксперт.
Такого же мнения придерживается автоюрист Михаил Никитин. «Если водители пересекают сплошную, отделяющую потоки встречного направления, то на мой взгляд лишение прав законно, так как согласно п. 8.6. ПДД «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения», — считает юрист.
В документе необходимо указывать следующие пункты:
- Полное наименование судебной инстанции;
- ФИО, адрес фактического проживания, место регистрации заявителя, прочие контактные данные (телефон, почтовый ящик, факс и прочее).
- Подробное описание ситуации – почему обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной, соответствуют ли факты, указанные в протоколе, действительности, каковы факторы заставили совершить завершение манёвра на сплошной, действия сотрудника ГИБДД с момента Вашей остановки. Ссылки на доказательства, причём как приложенные заявителем, так и предоставленные непосредственно правоохранительными органами, прочие моменты, имеющие непосредственное отношение к ситуации.
- Причины, по которым Вы считаете, что правомерно завершили обгон на сплошной – неправильная разметка, аварийная ситуация, не позволившая закончить манёвр заранее, неправомерные действия сотрудника ГАИ и прочее.
- Ссылки на законодательные нормы (ПДД, КОАП и прочее), регламентирующие возникшую ситуацию.
- Резолютивная часть – требование отмены вынесенного протокола. Также тут могут указываться дополнительные требования, например, проведение независимой экспертизы, истребование доказательств, опрос свидетелей и прочее.
- Дата и подпись.
К жалобе необходимо прикреплять все документы, имеющие отношение к материалам дела.
Заявители по данной категории дел освобождаются от уплаты госпошлины.
На практике решения судов по данному вопросу противоречивы – при достаточном наличии доказательств суд может отменить решение ГИБДД и признать Вас невиновным, однако очень часто таковых доказательств попросту нет либо их недостаточно для доказывания Вашей невиновности (например, отсутствие фото и видеосъёмки), нет экспертизы места правонарушения и прочее) – тогда суд признает Вас виновным. Единственный выход из этой ситуации – обжалование решения суда в надзорном порядке через Верховный Суд либо соответствующую судебную инстанцию субъекта федерации.
Завершение обгона на сплошной линии
Начиная обгон на прерывистой линии, необходимо правильно оценивать дорожную ситуацию и возможности автомобиля. При наличии вероятности окончания маневра после завершения разрешающей разметки, от обгона нужно отказаться.
В ПДД установлено, что перед появлением на трассе сплошной полосы, дополнительно наносятся предупреждающие обозначения в виде прерывистой линии (узкие белые прямоугольники). Чем ближе к изменению вида дорожной полосы, расстояние между прямоугольниками становится меньше, они удлиняются. Такая специальная разметка появляется за 100 метров до сплошной линии вне населенных пунктов и за 50 метров в пределах городов, поселков. Зная нормы ГОСТ, вы всегда сможете правильно оценить расстояние и время для завершения маневра без нарушения Правил.
ПДД: завершение обгона через сплошную
Многие водители интересуются, что делать, если уже начат маневр, но возникла рискованная ситуация. Специалисты в данном случае разъясняют, что сплошная линия не возникает на дороге просто так. Дорожные службы рисуют разметку только в опасных местах:
- там, где достаточно интенсивное движение;
- перед пешеходными переходами;
- другими сложными участками шоссе.
При этом часто сплошная линия дублируется знаком «Обгон запрещен».
Таким образом, опасные участки дороги обознаются дополнительно знаками, будь то:
- знак пешеходного перехода;
- поворот дороги;
- сложное преломление рельефа.
Любой водитель в состоянии всегда увидеть их издалека, поэтому не стоит начинать обгон, если присутствуют какие-либо сомнения.
Если же автомобиль уже находится на встречной полосе, необходимо помнить, что сплошная линия также внезапно не начинается. Как было указано выше в статье, перед этим всегда рисуются длинные прерывистые линии с короткими пропусками. По закону длина такой разметки не должна быть менее 50 метров до начала сплошной. Это означает, что у водителя транспортного средства есть достаточно времени и расстояния, чтобы затормозить и вернуться на свое место. В результате можно избежать нарушения правил дорожного движения, создания аварийной ситуации и соответствующего взыскания.
Как наказывается пересечение сплошной при завершении маневра
Основной статьей, регламентирующей наказание за выезд на встречку при завершении обгона, выступает ст. 12.15 ч. 4. Она предполагает штрафное взыскание в 5 тыс. рублей. Это наименьшая мера, которую могут назначить водителю за данное правонарушение. В этой же статье указано, что водитель может получить лишение прав на 4-6-месячный срок. Эти меры наказания – единственные, которые применяют в 2021.
Никаких иных санкций за завершение обгона через сплошную не предусмотрено. Поэтому водителю стоит запомнить, что госавтоинспектор не имеет права в подобной ситуации:
- снимать номера;
- эвакуировать ТС на спецстоянку;
- что-либо конфисковать или арестовывать водителя и пр.
В рамках данного проступка автовладельца могут наказать только штрафом, либо лишением прав. Последний вариант считается наиболее суровой мерой и применяется только при наличии отягчающих факторов вроде:
- большого числа штрафов, особенно за неправильный обгон;
- наличие ДТП вследствие обгона;
- если ранее водитель понес наказание за обгон в нетрезвом состоянии и пр.
В каких случаях можно избежать наказания
Штраф за пересечение сплошной линии в 2024 году, установленное камерой, подлежит безусловному исполнению. Даже при его обжаловании случаи удовлетворения жалоб, не превышают 15 от числа поданных.
Избежать наказания можно, если удастся доказать, что обгон начат на прерывистой линии, а завершен уже на сплошной. В остальных случаях нужно искать процессуальные ошибки, допущенные при составлении протокола и на их основании добиваться прекращения дела в суде.
Таким образом, размер штрафа зависит от последующей действий водителя после пересечения сплошной линии. В любом случае, лишение прав является исключительной мерой наказания. А чтобы минимизировать последствия, рекомендуется оплачивать штрафы в течение 20 дней после наложения взыскания.
Как правильно защищаться
Прежде чем давать объяснения сотруднику ДПС, нужно выяснить, как им зафиксирован проступок. Если есть видео-, фотоматериалы следует попросить ознакомиться с ними.
Когда нарушение будет четко зафиксировано, даже не на спец.оборудование, то шансов отпираться мало.
Но при документировании по принципу «сам видел», следует стоять на своем конца. Не признавать вины и требовать, чтобы доказательства были весомее, чем «глаз» сотрудника ДПС, свидетельские показания и пр.
Часто водители совершают ошибку, допуская маневры на разметке, которая слабо видна из-за погодных условий, давности нанесения, думая, что это их железное оправдание. Но при этом не собирают доказательств, то есть не производят фото-, видеосъемку, не просят работника госавтоинспекции указать об этом в протоколе. А когда они начинают говорить об этом в суде, то такие слова воспринимаются, как голословная попытка уклонится от ответственности.
Будущее обгона на дорогах
В 2024 году ожидается завершение процесса изменения правил дорожного движения по обгону через сплошную линию разметки. Однако, даже после введения этих изменений, необходимо разобраться в перспективах будущего обгона на дорогах.
Прежде всего, важно отметить, что успешное завершение процесса изменения правил обгона через сплошную линию разметки является лишь первым шагом к созданию более безопасных и эффективных условий дорожного движения. Будущее обгона на дорогах должно строиться на основе комбинации различных факторов, включая улучшение инфраструктуры, повышение культуры вождения и внедрение новых технологий.
С одной стороны, совершенствование дорожной инфраструктуры играет важную роль в обеспечении безопасного обгона. Создание дополнительных полос для обгона и улучшение существующих развязок позволят водителям осуществлять обгон в более комфортных условиях. Это также способствует снижению вероятности возникновения аварий и пробок.
С другой стороны, повышение культуры вождения является важным аспектом будущего обгона на дорогах. Осведомленные и дисциплинированные водители предупреждают опасные ситуации и соблюдают правила дорожного движения, что способствует снижению количества аварий. Развитие программ обучения вождению и повышение осведомленности о дорожной безопасности могут сыграть ключевую роль в этом процессе.
Какие штрафы предусмотрены за пересечение сплошной
Штраф за пересечение сплошной линии разметки в 2024 году зависит от обстоятельств нарушения. Так, наказание за выезд на встречную полосу через сплошную назначается по одной статье КоАП РФ, а поворот или разворот – по другой. Если пересекать сплошную линию на обочине для остановки, то это не будет считаться нарушением, а если при маневрировании, то будет.
Для удобства читателей мы свели возможные варианты этих обстоятельств в таблицу.
Нарушение |
Статья КоАП РФ и наказание |
Выезд на встречную полосу через сплошную для объезда препятствия (внимание: пробка или остановившееся по правилам ТС не являются препятствиями!) |
ч. 3 ст. 12.15, штраф от 1 000 до 1 500 руб |
Движение по встречной полосе при пересечении сплошной, а также попытка завершить обгон через сплошную (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.15) |
ч. 4 ст. 12.15, лишение прав от 4 до 6 мес либо штраф 5 000 руб |
Повторное нарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 |
ч. 5 ст. 12.15, лишение прав на 1 год либо штраф 5 000 руб за выезд на встречную полосу с камеры |
Поворот налево или разворот через две сплошные |
ч. 2 ст. 12.16, штраф от 1 000 до 1 500 руб |
Остановка или стоянка при пересечении жёлтой сплошной |
ч. 4 и 5 ст. 12.16, штраф 1 500 руб, в Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 руб |
Прочие нарушения, связанные с пересечением сплошной линии |
ч. 1 ст. 12.16, штраф 500 руб |