Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструктажи по бдд для водителей в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения
Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:
- Общие обязанности водителей.
- Основы безопасности на дороге.
- Предупреждение ДТП.
- Управление автомобилем в критических ситуациях.
- Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
- Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
- Выбор безопасных интервалов.
- Обгон.
- Пересечение ж/д путей.
- Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
- Оказание первой помощи.
- Противодействие терроризму.
- Командировка.
- Заполнение извещения о ДТП.
- Обязанности при перевозке людей.
- Перевозка детей.
- Порядок эвакуации пассажиров.
Мы сформировали из этих инструкций пакет, который можно скачать одним архивом и сохранить себе на рабочий стол.
Сезонный инструктаж по БДД
Ему посвящен п.п.7.3. Приказа Минтранса № 145. Сезонный инструктаж проводится со всем водительским составом 2 раза в год — перед теплым и холодным сезонами. Это переходные периоды. Они отличаются сложными погодными и, следовательно, дорожными условиями, которые требуют от водителя максимальной концентрации, внимания и отличных водительских навыков.
Так, перед зимой водителю напоминают об особенностях управления транспортным средством в условиях гололёда — а весной его инструктируют, как двигаться по дорогам в условиях весенней распутицы.
? Обратите внимание! Этот вид инструктажа должен фиксироваться в журнале не просто как сезонный, а сезонный осенне-зимний и сезонный весенне-летний. Даты проведения руководитель организации устанавливает самостоятельно. Например, осенне-зимний — перед заменой шин на зимнюю резину, а весенне-летний — перед заменой на летнюю. При этом следует учитывать переход на зимние или летние шины в конкретном регионе. |
Для кого необходимо проводить инструктажи по БДД
Под приказ Минтранса попадают организации и водители, которые занимаются перевозками пассажиров или грузов. При этом не важно, производят ли они перевозки для коммерческих целей или для собственных нужд компании.
Важно: если в вашей организации или ИП есть хотя бы один водитель, то проводить инструктаж – обязательно!
Проведение инструктажей – это обязанность специально назначенного руководителем ответственного сотрудника, который должен иметь профильное «транспортное» образование или пройти профессиональную переподготовку по квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
Если у вас нет сотрудника с нужным образованием, переобучать ответственного придется за счет компании.
Предрейсовый инструктаж по безопасности дорожного движения
Предрейсовый инструктаж проводят перед выездом водителя по маршруту движения впервые, перед перевозкой детей и опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Кто проводит
Предрейсовый инструктаж проводит сотрудник диспетчерской службы.
О чем инструктировать
- Протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения.
- Конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств.
- Расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций.
- Условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков.
- Безопасность движения в период каникул учащихся.
- Информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами.
- Меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов.
- Действия водителя при отставании от графика по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам).
- Особенности посадки, высадки и перевозки инвалидов.
- Особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей).
- Особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).
Это указано в пункте 19 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Проведение инструктажей по охране труда: российские нормативные документы
Проведение инструктажей по охране труда водителей в 2023 году осуществляется на основе ряда нормативных документов. Руководителям организаций и начальнику автопарка полезно будет ознакомиться с такими документами:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 марта 2023 года. Основной в контексте инструктажей является Статья 219. «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда».
- Постановление Правительства Российской Федерации № 2464 от 24 декабря 2021 года «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда». Данное постановление действует с 1 марта 2023 года и заменило собой устаревшее Постановление № 1/29.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 871н от 9 декабря 2020 г. «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте».
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утвержденный Приказом Росстандарта РФ № 600-ст от 09.06.2016.
Зачем нужен этот дубляж?
В большинстве компаний ответственный проведёт один инструктаж, но с учётом подпункта 2 пункта 256 приказа 59н зафиксировать его должен в разных журналах! При этом проверяющие в лице представителей Минтранса и Роструда проверят соблюдение порядка проведения инструктажей в пределах своей компетенции. И если в приказе Минтранса про инструктаж для водителей всё ясно, то в приказе 59н в связке с постановлением 1/29 сплошная муть.
Представьте лицо водителя, которому каждый раз перед выездом будут читать одно и тоже? У водителей итак нервная работа, а тут ещё это.Обновление – инструкции по охране труда для водителей
Еще несколько инструкций по охране труда для водителей различных транспортных средств
- Инструкция по охране труда водителя легкового автомобиля
- Инструкция по охране труда для водителя катера
- Инструкция по охране труда для водителя мотоцикла, снегохода, квадроцикла
- Инструкция по охране труда водителя муковоза
- Инструкция по охране труда для водителя специального автомобиля при перевозке опасных грузов
- Инструкция по охране труда для водителя погрузчика
- Инструкция по охране труда для водителя снегоочистителя на базе автомобиля
- Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля-трейлера
Новые требования к квалификации контролера и специалиста БДД 2021
- Журнал учета нарушений Правил дорожного движения (ПДД);
- Журнал учета дорожно-транспортных происшествий (ДТП);
- План мероприятий по предупреждению ДТП на год;
- Приказ о создании комиссии о служебном расследовании ДТП с Актом;
- Приказ об утверждении Положения о служебном расследовании ДТП с Положением.
- Учебный план (программа) 20 часов БДД;
- Приказ о создании комиссии по проверке знаний 20 часовой Программы БДД с протоколом;
- Методическое пособие ежегодных занятий с водителями по 20 часовой программе БДД;
- Журнал проведения занятий по 20 часовой программе БДД;
- Экзаменационные билеты по 20 часовой программе БДД.
- Приказ об утверждении положения о проведении обязательных медицинских осмотров;
- Положение о проведении обязательных медицинских осмотров;
- План-график прохождения обязательных периодических медосмотров водителей;
- Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров водителей;
- График смен водителей.
- График проведения ТО автомобилей;
- Типовой перечень операций при выпуске на линию автомобиля;
- Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств;
- Журнал учёта движения путевых листов;
- Путевой лист легкового автомобиля;
- Путевой лист грузового автомобиля;
- Путевой лист автобуса.
Дополнительно в пакет входят документы, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозочную деятельность автомобильным транспортом и организациям перемещающим грузы и пассажиров грузовыми автомобилями и автобусами для собственных нужд:
- Должностная инструкция лица, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
- Должностная инструкция лица, перевозящего опасные грузы;
- Должностная инструкция лица управляющего авто со спецсигналами;
- Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- Журнал учета измерения дымности;
- Журнал учета измерения токсичности;
- Журнал учета измерения токсичности ГБА;
- Журнал учета надзорных проверок.
Инструкции по безопасности дорожного движения являются руководящим локальным документом, предназначенным для закрепления знаний водителя, полученных во время инструктажей по безопасности дорожного движения. Как правильно их составлять – читайте. Из статьи вы узнаете: Инструкции готовит ответственный за обеспечение БДД, прошедший аттестацию в комиссии ФБУ «Росавтотранс».
К разработке инструкций для оказания методической помощи могут привлекаться специалисты по охране труда, юристы, медицинский персонал, главный механик транспортного отдела и т.п. В справочной Узнайте, Нормативной базой для разработки инструкций являются:
- Правила противопожарного режима в РФ;
- Правила дорожного движения;
- технические регламенты;
- Постановления Правительства;
- Законы РФ;
- Правила по охране труда;
- правила технической эксплуатации.
Виды инструктажей водителей по безопасности движения
Принято выделять четыре основных типа:
- Вводный инструктаж водителей по безопасности движения, необходимый при первом чтении во время приема сотрудника на работу. Отражает общие сведения о безопасности на рабочем месте.
- Предрейсовый инструктаж, который зачитывается перед началом смены. Включает информацию о соблюдении безопасности на дорогах на определенных маршрутах.
- Сезонный инструктаж водителей по безопасности, зачитывается два раза в год в период весны-лета и осени-зимы. Необходим для напоминания водителям правил движения в определенных условиях погоды.
- Специальный инструктаж водителей по безопасности движения, проводится при наличии определенных факторов. Таковыми могут быть угрозы терактов, изменения условий на маршруте (например, ремонт дороги) и другие.
Испытание водителя вместо стажировки
13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
В данном пункте есть несколько важных нововведений:
1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.
2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.
Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.
Новые требования к квалификации контролера и специалиста БДД 2021
Обращается внимание водителя на:
- правила вхождения в повороты на скользкой трассе;
- подготовку автомобиля к гололеду;
- правила подачи сигнала при непосредственной близости пешеходов.
Даже самый дисциплинированный водитель может попасть в аварию.
Из инструкции шофер узнает о правилах поведения:
- обязанности водителя при ДТП (обеспечение эвакуации, ее план);
- что делать, если людей нельзя извлечь из транспортного средства без помощи спасателей;
- правила оказания первой медпомощи пострадавшим.
Транспортировка детей требует особой внимательности.
Водителю напоминаются следующие моменты:
- полная проверка автобуса перед выездом;
- нюансы посадки и высадки маленьких пассажиров;
- наличие на ТС спецзнаков;
- что нельзя перевозить в салоне, где есть дети;
- скоростной режим и общие правила движения.
Здесь помимо правил техконтроля, важно напомнить о правилах посадки людей в салон, вместимости салона, требованиях к пассажирам.
Также нужно сообщить об экстренных остановках и категории прав, которую должен иметь шофер.
Эта инструкция содержит свод правил о контроле за техсостоянием, нормы поведения на стоянках, действия водителя при поломках. Напоминается, в каких случаях шофер не имеет права садиться за руль, затрагиваются запреты на управление ТС при неполадках.
Также важно включить пункты, касающиеся самостоятельного ремонта транспорта (в каких ситуациях его совершать нельзя). Необходимо рассказать о контроле при погрузке/выгрузке груза.
Зачастую скорая помощь добирается на ДТП небыстро. Любой водитель должен знать, как остановить кровотечение, наложить жгут, обработать порезы.
Инструкция содержит порядок проведения манипуляций при ЧМТ, потере сознания, различных травмах. Важно прописать первые признаки шоковых состояний, отличия венозного и артериального кровотечений. Правильное поведение шофера при ДТП может спасти жизнь не одному человеку.
Ответственный за БДД в организации имеет такие трудовые функции:
- Работа над мероприятиями по предупреждению ДТП и контроль их осуществления.
- Консультация водителей и других сотрудников по вопросам БДД.
- Учет ДТП и нарушений ПДД, совершенных водителями компании, анализ причин их возникновения.
- Подготовка отчетов о ДТП и принятых мерах по их профилактике.
- Проведение инструктажей по БДД, проверок знаний по БДД.
- Разработка на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложений по предотвращению ДТП и нарушений ПДД и ознакомление с ними руководства компании.
- Постоянная сверка информации о ДТП, в которых участвовал подвижной состав компании, с данными Госавтоинспекции.
- Подготовка или участие в подготовке проектов приказов, указаний и других документов компании по вопросам обеспечения БДД.
- Организация агитационно-массовой работы по БДД среди работников компании.
- Постоянное оповещение водительского состава, инженерно-технического состава, руководство компании о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП.
- Вместе с сотрудниками отдела кадров составление и представление руководству компании сведений о награждении отличившихся водителей.
- Участие в выяснении причин и обстоятельств возникновения ДТП, а также в установлении нарушений утвержденных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в деятельности компании.
- Контроль допуска водительского состава к управлению только теми ТС, право управления которыми предоставлено согласно их водительским удостоверениям.
- Контроль за прохождением водительского состава предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением утвержденных сроков медицинского переосвидетельствования.
- Контроль за применением ТС, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.
- Контроль за стажированием водителей и работой водителей-наставников.
- Организация ежегодных курсов для водителей по 20-часовой программе.
- Оказание методической помощи руководству служб и подразделений компании в проведении занятий и инструктажей водительского состава по вопросам обеспечения БДД.
- Участие в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей и ИТР компании.
- Информирование органов Госавтоинспекции о ДТП с подвижным составом компании, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.
- Представление в Госавтоинспекцию документации о сумме материального ущерба от повреждения ТС и груза при ДТП с подвижным составом компании.
- Обеспечение исправного состояния подвижного состава и выпуска его на линию согласно графику, а также возврата с линии.
- Установление причин неисправностей, из-за которых происходит простой автомобилей, и принятие мер по их ликвидации.
- Составление графиков обслуживания и ремонта подвижного состава и контроль за качеством и своевременностью осуществления ремонта.
- Обеспечение соблюдения утвержденных норм расхода ГСМ запасных частей к оборудованию.
Работник на данной должности имеет следующие права:
- На все социальные гарантии, которые отмечены в трудовом законодательстве РФ.
- На повышение своей квалификации.
- На требование от начальства и других работников всей нужной информации и документации для выполнения своей работы.
- На ознакомление с проектами решений руководства компании, относящимися к сфере его деятельности.
- На отстранение в установленном законами порядке от работы водителей и других сотрудников ведомственного транспорта, состояние или действия которых являются угрозой безопасности движения, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.
- На запрет выпуска на линию подвижного состава компании или возврат его с линии при выявлении поломок и технических неисправностей, представляющих угрозу безопасности движения.
- На представление к поощрению водителей за достигнутые успехи в работе по обеспечению БДД транспорта.
- На предложения о привлечении к ответственности работников, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам БДД.
Сотрудник, ответственный за обеспечение БДД в компании, несет ответственность:
- За некачественное исполнение или неисполнение своих трудовых задач, указанных в настоящем документе, — в рамках положений актуального законодательства о труде в РФ.
- За правонарушения, которые были совершены в ходе работы, — в рамках, обозначенных актуальным административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
- За причинение материального вреда — в границах положений актуального трудового и гражданского законодательства РФ.
Документ распечатывают на белой бумаге формата А4. В готовом виде он должен содержать такую информацию:
- Название компании и ее реквизиты.
- Гриф «Утверждаю» для главы компании. Он должен будет поставить в специально отведенных для этого графах дату утверждения и свою подпись.
- Название документа по центру.
- Текст документа с пронумерованными положениями. Он должен быть разбит на указанные выше разделы.
- Подписи руководителя работника, самого работника и сотрудников, составлявших и утвердивших документ: юриста, специалиста отдела кадров.
Важно! Документ создают в двух экземплярах. Один — для работника, второй — для отдела кадров. Работник подписывает каждый экземпляр. Хранить документ ответственный за БДД может на своем рабочем месте. Так будет легче при необходимости обратиться к тексту документа.
В документе прописаны новые требования к водителям:
автобусов;
грузовых автомобилей;
легкового транспорта, включая такси;
осуществляющим международные перевозки;
тяжеловесного или крупногабаритного транспорта;
транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Также в приказе содержатся квалификационные требования к специалистам по безопасности дорожного движения, консультантам по вопросам перевозок, контролерам технического состояния транспорта.
Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения: описание, особенности и отзывы
Правила безопасности дорожного движения обязательны для всех, как для водителей, так и для пешеходов. Соблюдение правил должно осуществляться не из страха наказания, а из ответственности за свою жизнь и окружающих.
На законодательном уровне БДД понимается как степень защищенности от дорожных происшествий и их последствий. Нормативные акты предписывают работодателям в обязательном порядке проводить инструктажи для водителей транспортных средств. Основная цель таких мероприятий — сообщить сотруднику всю информацию, которая позволит ему в полной мере выполнить свои функции по управлению транспортным средством, не допустить аварийной ситуации на дороге. Сведения должны быть сформированы в инструкции, и в зависимости от вида инструктажа доносится именно требуемая в конкретной ситуации информация.
Когда нужен предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения?
Отдельными положениями трудового законодательства и нормативно-правовыми актами Министерства транспорта РФ определен перечень возможных оснований, при наличии одного из которых осуществляется предрейсовый инструктаж по БДД.
Так, водителя нужно инструктировать перед началом рейса в следующих типичных ситуациях:
- Водитель перевозит несовершеннолетних детей. Предрейсовый инструктаж в этом случае всегда проводится для водителя перед каждым его выездом на линию. Особое внимание нужно уделять действиям при чрезвычайных происшествиях и порядку оказания первой медицинской помощи. Важно учесть, что именно водитель отвечает за здоровье и жизнь детей в процессе их перевозки.
- Водителю предстоит управлять другим транспортным средством. Необходимость предрейсового инструктирования объясняется в данном случае тем, что новый транспорт имеет свои особенности, связанные с управлением, функционированием и техническим состоянием. Условия вождения могут ощутимо поменяться, если водитель пересаживается с автотранспорта одной категории на транспорт другой категории. Вся информация о новом транспорте предоставляется водителю в рамках предрейсового инструктажа.
- Водитель перевозит опасные или, как вариант, крупногабаритные грузы. К опасным грузам, например, могут относиться химические, горючие или пожароопасные вещества. Перед каждым выездом (рейсом) водителя нужно инструктировать, разъясняя специфику перевозимого груза. Сотрудник, который управляет транспортом, должен знать свойства такого груза, правила вождения в данной ситуации, а также меры, которые потребуются для профилактики чрезвычайных происшествий в пути. Чтобы перевозить подобные грузы, у водителя должно быть особое разрешение.
- У водителя изменился маршрут. В данной ситуации потребуется инструктирование, касающееся безопасности дорожного движения. Сотруднику следует разъяснить специфику нового маршрута. Внимание необходимо акцентировать на особенностях движения, дорожной обстановке, условиях климата, географии местности.
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;
- расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;
- условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;
- БД в период каникул учащихся;
- информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов, других искусственных сооружений, пользования паромными переправами, наплавными мостами;
- меры предосторожности при преодолении затяжных спусков, подъемов;
- действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам (при перевозки пассажиров по регулярным маршрутам);
- особенности посадки, высадки, перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);
- особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);
- особенности посадки/высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).
Похожие записи: