Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Положение о проведении предрейсового технического осмотра транспортных средств закреплено статьёй 20.4 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., который предусмотрел обязанность владельцев коммерческого автотранспорта содержать его в надлежащем состоянии, перед выходом контролировать соответствие техническим требованиям, а также нести ответственность за готовность водителей к рейсу.
Кто проводит проверку автотранспорта
Руководитель предприятия своим распоряжением назначает на должность контролёра технического состояния автомобилей сотрудника имеющего достаточное образование и навыки этой работы. В соответствии с пунктами 14 и 15 транспортного Приказа Минтранса о проведении проверки автомобилей № 287 от 28.09.2015 года, определившими основные требования к квалификации граждан выполняющих обязанности связанные с перевозкой граждан, независимости от форм собственности владельца предприятия, к контролёрам состояния автотранспорта предъявляются следующие требования:
- Уровень ранее полученной специальной подготовки не ниже средне – технического образования по одному из следующих профилей:
- обслуживание и ремонт автомобильной техники, а для проверки наземного электротранспорта – эксплуатация электрооборудования и автоматических систем наземного электрического транспорта;
- техника и технологии автотранспорта;
- специальные курсы по переподготовке специалистов с получением квалификации контролёра техсостояния автотранспорта.
- Должен знать и руководствоваться нормативными документами:
- по порядку осуществления технического обслуживания автомобилей и проведению ремонта;
- организации безопасного движения;
- по основам трудового законодательства, охране трудовой деятельности и эксплуатации транспорта;
- по пожарной безопасности.
- Владеть знаниями характеристик поверяемой техники, её устройство, правилами и техническими нормами эксплуатации.
При каких неисправностях запрещена эксплуатация транспортных средств
Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти предрейсовый технический осмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.
Примечание: Предрейсовый техконтроль проводится в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001 для автотранспорта. Включая Правила техбезопасности (метод и условия проверки).
Некоторые неработающие узлы и системы водитель легко устранит сам до проведения осмотра. Список проверяемых при предрейсовом осмотре элементов конструкции присутствует в ряде правовых документов. Например, в Постановлении Правительства №1090 отредактированного в марте 2020 г. приводится перечень основных неисправностей:
Согласно правилам:
✓ во-первых, во время подготовки транспорта к рейсу. То есть непосредственно перед тем, как выпускать ТС на линию.
При этом, если это длительный рейс (более 1 дня), и даже если во время него за руль садятся разные водители, то предрейсовый контроль всё равно проводится один раз, т.е. перед выездом автомобиля с парковки. Аналогично один раз проводится технический контроль, если смена одного водителя предполагает несколько рейсов в течение рабочей смены (просто контроль называется предсменным).
Во всех этих случаях оформляют один путевой лист.
Кстати, не забудьте, что с 1 марта 2023 года действуют новые правила об обязательных реквизитах и оформлении путевой документации.
✓ во–вторых, осмотр должен проводиться в любой промежуток времени с въезда ТС на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки ТС по возвращении из рейса и окончании смены водителя, до выезда ТС с парковки. А при сменной работе водителей на одном автомобиле – до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя, который первым выезжает с парковки.
Что необходимо проверять?
Перечень того, что проверяется, не изменился.
К нему по-прежнему отнесены:
– исправность тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей, колес, шин, звукового сигнала.
Если для вашего транспорта обязательны тахограф, аппаратура спутниковой навигации или устройство вызова экстренных оперативных служб — смотрим и их работоспособность.
– исправность замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков.
Проверяем, работают ли устройство фиксации подушки и спинки водительского сиденья, устройство обогрева и обдува стекол, тягово-сцепное устройство, держатель запасного колеса,
– наличие стекол и обзорности с места водителя, зеркал заднего вида и их креплений, заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков, ремней безопасности.
При работающем двигателе смотрим индикацию на щитке приборов.
– работоспособность стеклоочистителей, внешних световых приборов и световозвращателей.
– герметичность систем, узлов и агрегатов, в том числе системы выпуска отработавших газов.
– укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовиков и автобусов);
– отсутствие лишних элементов: например, дополнительных сидений, фар ближнего света, сигнализации и т.п.
Кто проводит контроль технического состояния ТС?
Минтранс разрешил привлекать к техническому осмотру транспорта перед рейсом сторонние организации или ИП. Также контроль ТС перед выездом на линию может проводить любой штатный работник. Главное, чтобы специалист соответствовал квалификационным требованиям из приказа Минтранса России от 31.07.2020 № 282:
- для контролера технического состояния ТС городского наземного электрического транспорта, либо
- контролера технического состояния ТС автомобильного транспорта.
Напомним, какой уровень подготовки должен иметь такой работник:
- Образование не ниже среднего профессионального по группе 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», либо программу переподготовки при наличии непрофильного СПО.
- Повышение квалификации, в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона № 196-ФЗ, не реже раза в пять лет.
- Стаж работы в области контроля технического состояния ТС от 0 до 3 лет, в зависимости от специальности по диплому (п. 13.4 и 14.4 приложения к приказу № 282).
Что точно хотят изменить в проведении техосмотра
Изменения планируется внести в методику расчета значения пропускной способности пункта технического осмотра, утвержденную Минтрансом 30 апреля 2020 года. Согласно опубликованной позже пояснительной записке к документу, в Минтрансе при анализе практики проведения техосмотра выделили две основные проблемы, связанные с необоснованным завышением пропускной способности пункта технического осмотра транспортных средств:
1) заявляемое число одновременно работающих на диагностической линии технических экспертов не учитывает реальную возможность их размещения в пункте технического осмотра;
2) заявляемые продолжительность работы одного технического эксперта и число рабочих смен превышают установленный трудовым законодательством фонд рабочего времени.
Чтобы решить проблему, в методику планируется внести понятие о значении пропускной способности пункта технического осмотра и типового перечня проводимых технологических операций.
III. Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС
Вышеназванная статья КоАП РФ за эти два вида нарушений устанавливает следующую ответственность:
- за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ);
- за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Какие транспортные средства должны проходить контроль?
Согласно статье 20(2) Федерального закона «О безопасности дорожного движения», транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перевозящие пассажиров или грузы, должны проходить техосмотр.
Это не обязательно относится к коммерческому транспорту. Если транспортное средство перевозит товары для собственного использования организации или перевозит, помимо водителя, хотя бы одного человека, оно должно пройти предсменную или предрейсовую проверку.
Это требование относится ко всем типам транспортных средств:
- автомобили (только коммерческий транспорт),
- Грузовые автомобили (для коммерческих перевозок и собственных нужд),
- Автобусы (для коммерческих перевозок и собственных перевозок).
Штамп (отметка в журнале и путевом листе) о прохождении осмотра
На накладной ставится отметка (штамп). Отметка об этом обязательна как при работе на линии, так и при возвращении в депо (п. 2.5 Приказа № 7).
Важно! Если водители одного транспортного средства меняются в течение рабочего дня, необходимо оформить две путевые листы. В этом случае на каждом из них должна быть табличка о прохождении проверки.
Отметка должна делаться каждый день. Можно организовать проставление печати при условии, что в нее будут включены необходимые данные.
После технического осмотра инспектор должен сделать отметку в накладной
- дата и время проведения проверки
- его имя и инициалы;
- подпись.
При каких неисправностях запрещена эксплуатация транспортных средств
Транспортные средства, участвующие в перевозке грузов или пассажиров, должны пройти технический тест перед допуском к управлению. Это осуществляется лицом, имеющим соответствующую квалификацию. При обнаружении любого из вышеуказанных дефектов запрещается эксплуатация автомобиля.
Примечание: Предрейсовый технический осмотр проводится в соответствии со стандартами ГОСТ Р51709-2001 для транспортных средств. Включая Правила безопасности (метод и условия проверки).
Некоторые нефункциональные детали и системы могут быть легко отремонтированы водителем до прохождения техосмотра. Перечень структурных компонентов, подлежащих проверке в ходе предварительной инспекции, содержится во многих правовых документах. Например, Постановление Правительства № 1090 с изменениями, внесенными в марте 2020 года, содержит перечень основных дефектов:
Нормативные требования
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 “О Правилах дорожного движения” (вместе с “Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения”)
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.2018 г. за № 296 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
- Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 “Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и”
- Федеральный закон № 398-ФЗ от 21.11.11 г. «О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения» от 20 декабря 2017 г.
- Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 “Об утверждении требований к тахографам”
Примечание: Приказ Минтранса №141 (6/04-16 г.), часто встречающийся в устаревших статьях на просторах интернета, утратил силу. Поэтому вместо прежних используйте данные нового норматива №296.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Журнал прохождения предрейсового осмотра и послерейсового осмотра
Обязанность контролера, выпускающего автомобили и автобусы на рейсы, также заключается в ведении журнала прохождения предрейсового и послерейсового ТО. Данный документ является обязательным для любой организации.
Журнал оформляется в виде таблицы, в которой обязательно должны присутствовать следующие графы:
- наименование марки, модели транспортного средства;
- государственный регистрационный знак транспортного средства;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль;
- дату, время проведения контроля;
- показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
- отметку о прохождении контроля;
- подпись контролера, проводившего контроль.
Журнал предрейсового и послерейсового контроля может вестись как в бумажном, так и в электронном виде.
Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле
Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:
3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
Обратите внимание, наказание накладывается:
- на водителя — 3 000 рублей,
- на контролера — 5 000 рублей,
- на юридическое лицо или ИП — 30 000 рублей.
Новые правила и требования
С 1 сентября 2024 года транспортный техосмотр будет проходить по новым правилам и требованиям. Что изменилось и как это повлияет на автомобилистов?
Прежде всего, стоит отметить, что предъявление пройденного техосмотра стало обязательным для оформления и продажи автомобиля. Теперь без предъявления документов о прохождении техосмотра невозможно будет купить или продать машину.
Помимо этого, отмена регресса изменила ответственность за прохождение техосмотра. Раньше, если автомобиль был куплен без прохождения технического осмотра и попал в аварию, страховые компании могли отказать в выплате страховки пользователям. Теперь же отсутствие техосмотра уже не освобождает от ответственности в случае ДТП.
Стоимость техосмотра также изменилась. Если раньше можно было пройти диагностическую проверку всего за несколько сотен рублей, то с 1 сентября 2024 года стоимость техосмотра возросла. Когда именно и насколько — пока нет точных данных.
Новые правила также коснулись обязательного наличия ОСАГО. Теперь при прохождении техосмотра будет необходимо предъявить действующий полис ОСАГО. В случае его отсутствия будет установлен штраф.
Предъявление документов стало больше. Теперь на техосмотр нужно будет принести не только паспорт владельца автомобиля и его водительское удостоверение, но также и договор купли-продажи автомобиля, техпаспорт и страховую карту.
Изменения в проведении Техосмотра
- С 1 сентября 2024 года вступают в силу новые правила и изменения в процедуре Техосмотра.
- Будет отменена обязательность прохождения ежегодного технического осмотра автомобиля. Теперь осмотр будет проводиться добровольно.
- Освобождает от прохождения ежегодного техосмотра наличие страховой полис ОСАГО, приобретенный после 1 августа 2021 года.
- Но если в машине отсутствует действующий полис ОСАГО или его срок истек, то прохождение техосмотра будет обязательным.
- Также, новые правила предусматривают установление штрафов за отсутствие документов на автомобиль или неправильное оформление документов.
- Стоимость техосмотра будет снижена, так как необходимые для прохождения процедуры документы будут меньше. Теперь владельцам автомобилей не потребуется предъявлять паспорт и СТС (технический паспорт).
- Что касается предъявления документов на транспортное средство, то в новом порядке все смотрят только паспортные данные, а персональные данные владельца автомобиля уже никому не интересны.
- Также изменится процедура получения техосмотра. Для этого нужно будет обратиться в специальные пункты, которые будут указаны на карте технического осмотра (они будут располагаться по всей территории страны).
- Карта технического осмотра будет выдаваться страховыми компаниями вместе со страховым полисом ОСАГО.
- Также, новые правила предусматривают возможность получения скидок и льгот при проведении техосмотра у партнеров страховых компаний.
- Процесс прохождения техосмотра изменится. Теперь владельцы смогут проходить техосмотр в удобное для себя время без ожидания в очередях.
- Ответственность за прошедший техосмотр будет возлагаться на владельцев автомобилей, поэтому следует проходить осмотр у проверенных и надежных испытательных пунктов.
- В случае, если техосмотр будет пройденный, автомобиль сможет быть продан без ограничений и проблем.
Освобождение от негативных последствий
С 1 сентября 2024 года были введены новые правила и изменения в процедуре технического осмотра (ТО). Но что делать, если у вас нет возможности пройти техосмотр до этой даты? Какие варианты освобождения от негативных последствий могут быть?
Один из вариантов – приобрести автомобиль до 1 сентября 2022 года. В этом случае вам не нужно проходить техосмотр в 2024 году до указанной даты. Хотя некоторые регионы России введут скидки на прохождение ТО до 2021 года, но их количество будет ограничено.
Если вы все же решились пройти техосмотр после 1 сентября 2024 года, то предъявление прошедшей диагностической карты освобождает вас от ответственности за отсутствие прохождения ТО. Кроме того, с 2024 года стоимость прохождения техосмотра станет меньше, поэтому это может стать для вас выгодным решением.
Но что делать, если у вас нет необходимых документов для прохождения техосмотра? В этом случае страховые компании не смогут продлить договор ОСАГО до получения диагностической карты. С 2024 года требование предъявить прошедший техосмотр стало обязательным для получения страховки.
Однако, если ваш автомобиль будет продан до 1 августа 2022 года, то новые правила не будут к вам относиться. Это значит, что если вы продадите машину до этой даты, то покупатель сможет оформить страховку ОСАГО без предъявления документов о прохождении техосмотра.
Также стоит отметить, что пункты технического осмотра не изменились. Вам все также нужно будет предъявить техосмотр при получении транспортного налога. Когда и где проходить техосмотр также остается неизменным.
Почему были введены новые правила и отмена подтверждения прохождения техосмотра? Основной целью введения этих изменений было снижение злоупотреблений при получении и использовании диагностических карт.
Таким образом, с 1 сентября 2024 года процедура технического осмотра станет обязательной для всех автомобилистов, и предъявление прошедшей диагностической карты будет освобождать от ответственности за отсутствие прохождения ТО. Если у вас есть возможность пройти техосмотр до 2022 года, это может стать выгодным решением, так как с 2024 года стоимость прохождения будет меньше.